Иркутско якутский почтовый тракт. Презентация на тему: "иркутско - якутский тракт: из истории его возникновения и развития иркутская область, баяндаевский р - н мбоу люрская сош руководитель проекта: в. а.". скачать бесплатно и без регистрации. Листая ста

Регламент

Гонки Преследования «Якутский Тракт» 2017

Любительская Гонка Преследования на собачьих упряжках «Якутский Тракт» проводится 09 декабря 2017г. в основном по «Правилам проведения состязаний и испытаний по гонкам на собачьих упряжках в системе РКФ » и согласно данному регламенту.

Дистанции 3*3км. Упряжки и скиджоринг. Абсолютный, Open , СЕС1, СЕС2 зачёты.

1. Цели и задачи гонки

Популяризация ездового спорта, активного и здорового образа жизни, гуманного отношения к животным. Привлечение владельцев собак и их питомцев к ездовому спорту. Выявление сильнейших гонщиков. Выявление собак с лучшими ездовыми и лидерскими качествами.

2. Время и место проведения

Начало регистрации в 10-00. Старт гонки в 12-00.

3. Условия допуска на гонку

К участию в состязании допускаются все собаки независимо от их породы и наличия родословной.

На гонку допускаются спортсмены, не имеющие медицинских противопоказаний со здоровыми собаками старше 12 месяцев.

Собаки должны иметь действующий ветеринарный паспорт с отметками о прививках. С момента последней прививки должно пройти не менее 14 дней.

Гонщик сам несёт ответственность за состояние своего здоровья и состояние здоровья своих собак, понимая, что участие в гонке подразумевает риск переохлаждения, травм, обезвоживания и т.п.

Ответственность за несовершеннолетних гонщиков и их собак несут родители гонщика или опекуны. Возраст юниоров, в котором они могут быть допущены на гонку, зависит от класса и дисциплины.

Члены оргкомитета гонки участвуют в соревновании вне зачета.

4. Оргкомитет гонки

Павел Дёмин, Римма Дёмина, Илья Дёмин.

5. Судьи гонки

Главный судья Римма Дёмина.
Судьи - хронометристы Алексей Оргильянов и Ирина Крюкова.

6. Программа состязаний

Дистанция 3 этапа по 3км.

Классы и дисциплины:

SC - упряжки 3-4 собаки, возраст гонщика от 14 лет;

SD - упряжки 2 собаки, возраст гонщика от 12 лет;

2SJ - скиджоринг 2 собаки, возраст гонщика от 16 лет;

1SJ - скиджоринг 1 собака, возраст гонщика от 14 лет.

Замена собак запрещена.

Старт на всех этапах раздельный.

Порядок старта третьего этапа определяется по сумме фактического времени отставания от лидера на втором и третьем этапах.

Результатом (общим временем гонки) гонщика считается суммарное время трёх этапов.

Гонщик имеет право принять помощь одного своего помощника в стартовом городке между кругами, такую как: уход за собаками, подкормка, замена оборудования и снаряжения, помощь в переходе на следующий круг и т.п.

На старте для всех гонщиков возможна помощь в стартовом коридоре (10м). Во время финиша все помощники всех команд должны находиться за линией финиша. Нахождение помощников в финишном коридоре и перед линией финиша запрещено. Лидирование запрещено.

7. Порядок стартов

№1. Скиджоринг. Мужчины.

№2. Скиджоринг. Женщины.

№3. Упряжки 3-4 собаки.

№4. Упряжки 2 собаки.

Точкой старта считается передний конец нарты или лыжи.

Старт на первом этапе раздельный.

Стартовые позиции первого этапа определяются предварительной расстановкой исходя из результатов, показанных на предшествующих гонках. Стартовый протокол публикуется до начала гонки.

Стартовый интервал на первом этапе составляет 1 минуту между гонщиками в классе и 5 минут между мужчинами и женщинами.

Порядок стартов второго этапа определяется по результатам прохождения первого этапа. Чем лучше результат показал гонщик на первом этапе, тем раньше он стартует на втором этапе.

Стартовый интервал на втором этапе составляет 1 минуту между гонщиками в классе и 5 минут между мужчинами и женщинами.

Порядок старта третьего этапа определяются по сумме фактического времени отставания от лидера на втором и третьем этапах.

Соревнования упряжек начинаются только после того, как закончатся соревнования в скиджоринге. До окончания соревнования в скиджоринге выход упряжек на гоночную трассу запрещён.

8. Снаряжение и оборудование

Требования к снаряжению и оборудованию определяются «Правилами … РКФ ».

Каждый гонщик обязан иметь исправные снаряжение и оборудование, соответствующие Правилам .

Недопустимо использование строгих и электрошоковых ошейников, любых шлеек, кроме ездовых, потягов без амортизатора, поводков, удавок, намордников.

В случае, если собака получила травму на гонке и причиной травмы стало снаряжение, не соответствующее «Правилам … РКФ », гонщик дисквалифицируется, независимо от показанного на гонке результата.

Обязательно наличие у гонщика исправного сотового телефона с работающей батареей и внесёнными в него номерами телефонов организаторов (будут объявлены перед началом гонки).

Юниоры, выступающие на упряжках, обязаны иметь защитный шлем.

Все нарты должны быть укомплектованы исправными тормозами, тормозными ковриками, якорями, согласно Правилам.

9. Контроль за собаками

Во все время соревнований, в т.ч. в стартовом городке, все собаки должны обязательно находиться на привязи и под контролем гонщика или помощника. Свободный выгул собак категорически запрещен во все время гонки.

10. Приоритеты

Приоритетными являются безопасность, физическое и психическое здоровье гонщиков и собак, зрителей, судейской бригады и пр., экологичное отношение к окружающему миру.

11. Контрольное время

На дистанции 3км контрольное время прохождения этапа - 30 минут с момента старта гонщика. Гонщик, не уложившийся в контрольное время, на следующий этап не выпускается и снимается с гонки.

12. Результаты и дипломы

Результатом (общим временем гонки) участника считается суммарное время трёх этапов с учётом возможного временного штрафа.

Победителями гонки считаются участники, набравшие наименьшее суммарное время трёх этапов в классах и категориях:
Скиджоринг:
мужчины Open, мужчины СЕС1, мужчины СЕС2,
женщины Open, женщины СЕС1, женщины СЕС2;
Упряжки:
3-4 собаки Open, 3-4 собаки СЕС1, 3-4 собаки СЕС2,
2 собаки Open, 2 собаки СЕС1, 2 собаки СЕС2.

Так же проводится абсолютный зачет, отдельно в каждой дисциплине с указанием класса (Скиджоринг мужчины, Скиджоринг женщины, Упряжки 3-4 собаки, Упряжки 2 собаки).

Каждый участник, завершивший гонку, получает диплом, в котором указаны время прохождения дистанции поэтапно, место в абсолютном зачете, место в скоростной категории.

13. Протесты и дисквалификации

Участник может подать протест против действий участника соревнований или официального лица - устный сразу после своего финиша, письменный в течение 15 минут после своего финиша.

Протест против решений судей, результатов подсчета времени - в течение 15 минут после объявления результатов соревнований.

Любой гонщик может настаивать на разборе происшествия.

Гонщик может быть дисквалифицирован за жестокое обращение с животными (в т.ч. ЭШО, травма собаки в результате использования снаряжения, не соответствующего Правилам ), неполное прохождение дистанции, провокацию агрессии собаки по отношению к людям или другим собакам. Каждый такой случай влечет за собой разбор происшествия.

14. Подача заявок, добровольный стартовый взнос, жеребьевка

Предварительные заявки принимаются по адресу: [email protected] .

Заявка подается в формате: ФИО гонщика, пол, возраст гонщика, дистанция, дисциплина, количество собак, клички собак, породы собак, возраст младшей собаки, ФИО помощника, фактическое место жительства.

Добровольный стартовый взнос:

15. Отчетность

Информация о поступающих заявках и результатах соревнований будет доступна на форумах, где размещена тема гонки, в группах ФБ и ВК.

16. Контактный телефон:

Римма Демина 8-914-8-99-80-65.

Схема трассы


Проехать на Гонку "Якутский Тракт"из Иркутска:

Доехать по Качугскому (Якутскому))) тракту до отворота на Куду. На перекрестке у Медведя возле заправки (сейчас там поставили светофор) повернуть направо, проехать через всю Куду, мимо администрации, мимо розовой одноэтажной школы №1 (это ул. Кирова, во дворе два памятника революционерам).
После школы №1 первый поворот налево, до бетонного завода (оранжевый забор).
У бетонного завода повернуть направо, это ул. 50 лет Октября.
Между домами 18 и 20/1 по ул. 50 лет Октября повернуть в переулок налево, потом первый поворот направо по ул. Суворова и снова поворот налево на пустырь.

Тел. 8-914-8-998-065. Римма

June 12th, 2013 , 08:08 pm

ИРКУТСКО-ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
"Учреждение тракта связано с деятельностью Второй
Камчатской экспедиции и проводилось под руководством В.Й. Беринга.
Иркутско>Якутский почтовый тракт занимал ведущее место
в системе путей сообщения Северо-Восточной Сибири и связях
с Русской Америкой в XVIII – XIX вв.

Со времени начала присоединения Северо-Востока Сибири к Русскому
государству в 1629 г. прошло более столетия, пока не установились устойчивые
пути сообщения в регионе. Замыкающим в системе путей сообщения региона
стал учрежденный 270 лет назад, в 1738 г., Иркутско-Якутский почтовый тракт.
С 406х годов XVII в. до середины 206х годов XVIII в. основным путем
снабжения Якутского уезда и этапирования ссыльных являлся водно6
сухопутный путь от Тобольска через Енисейск по рекам Ангара - Илим, волок
Илимский (Ленский) и сплав с Усть6Куты по Лене до Якутска.
И все же до конца XVII в. сообщение Якутска с Москвой и сибирскими
городами не носило четко организованного, регулярного характера. Доставку
официальных документов и назначенных в Якутский уезд ссыльных
осуществляли как попутно, с едущими в Якутск казаками, так и по мере
необходимости, назначая для сопровождения служилых людей.
Для отправки из Якутска в Москву собранного ясака назначались
специальные приказные люди с командой, а при необходимости срочных
доставок документов – специальные нарочные, с выдачею подорожных. Так,
например, в выданном 3 августа 1691 г. якутским воеводой стольником, князем
Иваном Михайловичем Гагариным подорожном подробнейшим образом
описывался весь путь «… с великие реки Лены, от Якутцкого города…»
«… к Москве…» [Акты 1864: 766 – 767].
Первая попытка установления регулярного почтового сообщения между
Москвой и Якутском была предпринята в 1698 г., когда была «учреждена
пересылка писем по государевой почте, которая трижды летом ходила от
Москвы в Сибирь до Нерчинска и Якутска, и обратно столько же раз» [Словцов
1886: 285]. Однако устойчивого почтового сообщения в пределах Восточной
Сибири так и не было.
Разделение Сибири согласно указу от 19 мая 1719 г. на три провинции
указом от 26 ноября 1724 г. «О расписании Сибирских городов на три
провинции и об определении в оных двух вице-губернаторов, Иркутского
и Енисейского, подчиненных тобольскому губернатору» [Полное 1830: 263 –
265] в состав Иркутской провинции Сибирской губернии был включен
и Якутский уезд. Это вызвало потребность установления регулярного
сообщения между Иркутском и Якутском. Основным путем сообщения стал
тракт от Иркутска до верховьев Лены и сплав с Качуга по Лене до Якутска.
Этот путь особенно оживленно действовал летом. В межсезонье же - весной
и осенью - сообщение вообще прерывалось, а зимой при необходимости из
Иркутска или Якутска отправляли нарочных, путь которых пролегал
в основном по льду р. Лены.
К середине 2060-х годов XVIII в. в пределах Иркутской провинции, от
Иркутска до Витима, сложилось круглогодичное сообщение: летом по Лене,
зимой - по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах
Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого
превращения приленских сел в почтовые станки (станции).
Благодаря деятельности Первой Камчатской экспедиции на Северо-
Восточной Сибири в 1726-1729 гг. в Санкт-Петербурге имели подробную
информацию, в т. ч. и о путях сообщения в регионе. По возвращении 1 марта
1730 г. в столицу руководитель экспедиции капитан 16го ранга Витус
Йоанессен Беринг представил императрице Анне Иоанновне краткую
докладную записку о ходе экспедиции и внес свои предложения по
административному обустройству и улучшению путей сообщения в регионе
[Беринг 1824].
Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения
на Северо-Востоке Сибири имели экспедиции: военная, казачьей головы
Афанасия Федотовича Шестакова; Вторая Камчатская - получивший в 1730 г.
звание капитан-командора Витуса Йоанессена Беринга..."

Ленский район встретил историческую посылку - почтовый ящик, который передали якутянам жители Иркутской области. Он путешествует по городам и селам двух соседних регионов, как символ юбилейных мероприятий в честь 275-летия становления Иркутско-Якутского почтового тракта. Таким образом, нынешнее поколение вспоминает и отдает дань государевым ямщикам, которые на протяжении двух веков на лошадях возили почту за тысячи километров.

14 марта резной почтовый ящик, изготовленный специально для юбилейной экспедиции, стартовал из Иркутска. В Приангарье реликвию привез первый заместитель председателя Госсобрания Ил Тумэн Анатолий Добрянцев . Именно он, как потомок одного из государевых ямщиков, является идейным вдохновителем и организатором мероприятий, посвященных 275-летию тракта. Во время торжественного старта экспедиции якутянин выступил с напутственным словом: «Этот тракт долгое время был единственной дорогой жизни для Якутии, поэтому мы придаем ему огромное историческое значение». Стоит отметить, что летом 2017 года Анатолий Добрянцев в составе экспедиции проехал весь Иркутско-Якутский тракт от начала и до конца, а на весну 2018-го была запланирована реконструкция доставки почты из Иркутска до Якутска.

Посылка идет по историческому пути, ее передают из рук в руки жители тех городов и поселков, где раньше находились почтовые станции. В середине 19 века таковых насчитывалось около 80, большая часть из них – на Лене. Почтовый ящик не пустой, он заполнен письмами «От жителей Иркутска – жителям Республики Саха». Также в течение всего пути он пополняется новыми посланиями от населения бывших ямщицких станций. 22 марта юбилейный символ добрался до Якутии. Жители Киренска в торжественной обстановке передали почтовый ящик витимцам и пеледуйцам. Руководство Ленского района встречало почту в селе Хамра Ярославского наслега. Туда отправились сотрудники администрации во главе с начальником Управления социального развития Натальей Эндерс .

Для хамринцев юбилей Иркутско-Якутского тракта стал настоящим событием. К нему готовились несколько месяцев. Жители села по крупицам собирали информацию о местных ямщиках, готовили специальные стенды с фотографиями и биографией этих людей. Почту встречали на берегу Лены в украшенной конной повозке, которая прокатила «современных ямщиков» вместе с ящиком по историческому маршруту. В центре села повозку с ценным грузом встречали хлебом-солью. Для праздника селяне переоделись в национальные костюмы, украсили местный клуб воздушными шарами и переименовали его в «ямщицкую станцию «Хамринская». После торжественной встречи Наталья Эндерс поделилась впечатлениями: «Проехав с почтовым ящиком на санях в конной упряжке по берегу Лены, как это раньше делали настоящие ямщики, мы будто побывали в прошлом. Мурашки не обманешь. И они были».

Во время торжественной встречи хамринцы рассказали об истории своей станции, а также опустили в исторический ящик письмо, адресовав его своим потомкам: «Уважаемые потомки. Обращаются к вам жители села Хамра, которое вот уже 282 года красуется на левом берегу великой реки Лена. Убедительная просьба помнить историю нашего села, уважать и чтить традиции наших предков, быть патриотами своей родины. Желаем, чтобы село наше процветало, открывались предприятия, было круглогодичное сообщение с районным центром, чтобы ваши дети и внуки трудились на родной земле и прославляли наше село добрыми делами и поступками. 22.03.2018 г. Ваши предки».

Затем «ямщицкая» почта направилась в Ленск, где в краеведческом музее эстафету встречали старожилы города. Некоторые из них знают о ямской гоньбе не понаслышке и не из исторических документов. Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Лапинский , который на днях справил 92-летие, рассказал, что сам иногда «подрабатывал» ямщиком. Он родился в с.Турукта, мимо которого также проходил Иркутско-Якутский тракт. Говорит, тогда почта никогда не опаздывала, а возили ее не только мужчины, но и женщины. В частности, ямщицким делом занималась его супруга. Также наравне со взрослыми почту возили подростки.

Ветеран тыла Владилен Кочкин рассказал, что в 14-летнем возрасте тоже иногда бывал ямщиком. Расстояние между станциями было большое, но часть пути приходилось проводить не в повозке, а бегом, поскольку «сильно мерзли ноги». Также ямщики брали с собой ружья, чтобы отпугивать волков. Последняя лошадиная почта прошла мимо Мухтуи весной 1954 года.

Одну ночь почтовый ящик провел в ленском музее, а утром 23 марта отправился дальше – по Иркутско-Якутскому тракту.

Посылку «из прошлого» встречали в селах Мурья, Нюя, Натора, Турукта, а в селе Тинная Олекминского района, также в торжественной обстановке, передали соседям. Впереди еще несколько десятков станций, завершит свое путешествие почтовый ящик 1 апреля в столице Якутии.

Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км более 200 лет являлся важной государственной транспортной артерией. Он был связующим звеном между Россией и странами Тихоокеанского региона и способствовал усилению торговых и культурных связей. Каждая станция на тракте - это целая история со своими особенностями и героями, которые исправно возили почту круглый год. Сегодня во всех отраслях нашей республики и за ее пределами трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства.

Фоторепортаж пресс-службы администрации Ленского района.





Позже, в XVIII же веке возникает, Иркутско - Якутский тракт, связавший Иркутск с Якутском. Тракт играл важную роль в торговле и перевозке грузов, через тракт осуществлялась официальная почтовая служба, выполнялось этапирование ссыльных … Благодаря тракту была облегчена работа ряда научных и военных экспедиций.


В 1830 г. писатель - краевед Н. С. Щукин (старший), (уроженец Иркутска), предпринял поездку из Иркутска в Якутск. Воспоминания об этой поездке он опубликовал в книге « Поездка в Якутск ». В воспоминаниях он описывает почтовые станции, службу в них окружающую местность … Среди названий станций и сел знакомые нам ныне: Хомутово, Оек, Жердовка, Манзурка, Качуг, Усть - Кута (Усть - Кут), Киренск …



Значительную часть Иркутско - Якутского тракта занимала трасса, связанная с р. Леной. По книге Н. Щукина, с 1 апреля и до середины ноября, с качугской пристани, почта и путники обычно отправлялись в Якутск на судах по Лене по течению. Сухопутный же путь представлял не дорогу, а тропинку вдоль реки, которую использовали верховые, менявшие лошадей на станциях. С середины ноября замерзшая река использовалась как дорога для санного транспорта.


В конце XIX – нач.XX в. Иркутско - Якутский тракт продолжает играть важную роль в торговле; важна роль дороги для почтовой службы, на тракту были построены новые почтовые станки (станции), которые стали как и раньше основой многих сел (почтовая основа многих сел просматривается ныне в том, что многие села расположены на одинаковом расстоянии друг от друга); крестьяне притрактовых сел от Иркутска до Качуга стали выполнять для государства подводную (от слова подвода) повинность - перевозить грузы и людей; многие крестьяне сами брались за перевозки, чтобы заработать.










Путник в то время на станции мог сменить уставших лошадей на свежих. На станции он показывал писарю подорожную - документ, где было написано, кто он, куда едет … Все эти данные заносились в специальную почтовую книгу. Путник мог также перекусить и отдохнуть.





Через территорию нашего округа до его образования проходил участок Иркутско - Якутского тракта, который ныне называют Качугским трактом. Для жителей края тракт играл главную роль в связях с Иркутском, а также с Качугом. Тракт продолжал играть немалую роль в связях с Иркутском для многих жителей края и после развития судоходства по Ангаре, а также после появления в Иркутской губернии железнодорожного сообщения, которое пересекало часть территории будущего округа.


В книге Н. С. Щукина описывается как раз участок дороги, пересекающий территорию нашего нынешнего округа. Среди названий станций мелькают знакомые названия: Усть - Ордынская станция, Олзоновская станция, Баяндаевская станция, Хойготская (Хоготтовская станция). Щукин описывает жизнь бурят, которые летом живут в « летниках » (юртах), а зимой переезжают в « зимники ». Буряты, отмечает автор, занимаются земледелием и скотоводством.


В наше время Качугсккий тракт пересекает наш округ и район, являясь основным транспортным путем для нашего района. В х гг прошлого века тракт был перестоен и обновлен. Жители нашего района имеют ныне возможность быстро попасть в окружной и областной центр по удобной и широкой магистрали. 1. Иркутск. Географический атлас. ГУГК СССР.- М., История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области.- Иркутск: Иркутское кн. изд - во « Символ », Казарян П. Л. Иркутско - Якутскийй почтовый тракт (к 270- летию учреждения) – « Наука и техника в Якутии », 2008, 1(14), С Летопись города Иркутска XVII-XIX вв./ Составитель и научный редактор Н. В. Куликаускене.- Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд - во, 1996 Щукин Н. С. Поездка в Якутск - в кн.: Записки иркутских жителей. Иркутск: Вост – Сиб. кн. изд - во, 1990, С Интернет

Друзья! Снова предлагаю включить “машину времени» и переместить вглубь времен и отправить еще по одному старинному маршруту. Он не столь известен как Сибирский тракт, хотя по сути является его продолжением на восток. Речь пойдет о старинном Иркутско-якутском ямщицком тракте.

В Якутии до революции имелось три крупных тракта - Иркутско-Якутский, Охотский и Аянский. До вхождения в состав России Якутия жила в полной географической изоляции от центра страны - на территории Якутии не было регулярных путей сообщения. В зимовья и острожки люди попадали на лодках по Лене до устьев Оклемы и Витима, а далее были сухопутные дороги. И вот в 1743 году по берегам Лены от Витима до Якутска появился Иркутско-Якутский ямщицкий тракт.

Сколько слез, пота и крови пролито, сколько песен пропето на этом полуторатысячном пути от Якутска до Киренска. Мне удалось не только погрузится в его историю, но и проехать по его небольшому участку, посетить несколько музеев в старинных ямщицких селах на берегах Средней Лены. В одном из этих музеев в городе Покровск есть большая экспозиция, посвящена этому пути. Более того, директор музея, узнав о том, чему посвящена наша экспедиция, подарила мне книгу под названием «Возвращение к истокам».

Книга посвящена 265-летию со дня образования Иркутско-Якутского почтового тракта. Собственно, этой книгой я и воспользовался при написании этого отчета.

Начну свой рассказа я с истории российских ямщиков. Занятие извозом – бизнес в России чуть менее распространённый, чем торговля. Но так же, как и в торговле, редко кто объявляет официально о занятии извозом, если работает на себя, а не на хозяина. Извоз всегда был дополнительной статьей доходов. Слово «ямщик» происходит от слова «ям» - так в России в XIII-XVIII называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Этим же словом «ям» в XIII-XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе и государственных грузов. А еще эта повинность называлась «повоз».С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников.

Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал «приказной человек». Он «расписывал» дорогу с устроенными на ней «станами» и обязанности населения по числу дворов «кому с кем смежно и сручно». Договор оформлялся письменно и вручался приказчику. Иногда заключался договор между ямщиком и населением: ямщик брал обязательства по исполнению ямской повинности, а община платила ему годовое жалование.

Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, предоставляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные «прогоны».

Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Иван III призывал своих приемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. Ямская «гоньба» это говоря современным языком почтовая и транзитная перевозка. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована почта параллельно дорожной. Екатерина II продолжила реформу – был введен должностной штат почтовых служащих, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, была установлена единая почтовая трасса по всей стране. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников.

Но вернемся к Иркутско –Якутскому тракту. Для установления регулярной связи с центром России в 1773 году был открыт Якутско-гужевой тракт.

Линия тракта была проложена по левому берегу Лены от Витима до Якутска по совершенно не заселенным местам. В 1743 году чиновник Якутской воеводской канцелярии Захар Баишев основал 28 станций.

Вначале на каждой станции стояли одинокие якутские юрты, называемые ямскими поварнями.

Вначале от Якутска до Олекминского округа были организованы следующие станции

1. Табага – от городской станции 25 верст

2. Уулаах-Аан

4. Тойон-Ары – 30.5

5. Тит-Ары – 44 версты

6. Синск – 52 версты

7. Дюра - 51.5 верст

Обгон почты в этих станках Якутская воеводская канцелярии возложила на якутов Хангаласского улуса. Зимой дорогу готовили по льду, расчищая торосы, ставили еловые ветки.

На сухопутных участках строили мосты, клали гати. В летнее время на плесе расчищали кустарник, расширяя бечевник, засыпали рвы. Строили и почтовые станции. Якутско-Иркутский тракт эксплуатировался круглый год. Летом возили на лодках, вниз по течению самоплавом, а вверх против течения тянули лодкой бечевой при помощи лошадей или группой ямщиков.

По указу от 28 января 1773 года на каждой почтовой станции полагалось держать по две или четыре лошади, которые должны были находится «денно ношщно вхомутах», а при них два человека «во все одетых и готовых к делу».

Обгон почты был сопряжен в первую очередь из за длинных дистанций прогона между станциями. В 1740х годах начались жалобы якутов на разорительность содержания тракта и злоупотребления царских чиновников.

Далее постараюсь описать маршрут и посещение ямщицкий подворий по Якутскому тракту от поселка Тит-Ары. В нескольких деревнях и городах по пути оказались музеи, посвященные тракту в Тит-Ары, в Еланке, в Покровске.

Село Тит-Ары расположено на левом берегу Лены на довольно крутом берегу, через протоку Лены находится лесистый остров Тит-Ары. На довольно большое расстояние по берегу протянулись два ряда деревянных крестьянских домов с одной широкой улицей между ними. Каждое лето шла по Лене из Иркутска ярмарка, по два-три дня торговала на станциях. Были и гулянья, выпивали, но не доходило до потери разума и драк.

Правда…в Тит-Ары музей был совсем закрыт. Мы заранее созвонились с кем то из администрации с просьбой провести экскурсию, но выяснилось что женщина-экскурсовод уехала на покос. А ключи от музея есть только у нее.

Довольстовались только внешним осмотром и фотографией у верстового столба.


В Еланке примерно тоже самое – в музее никого. Но тут по крайней мере стоял указатель на дороге, хотя даже зная что в селе музей, отыскали мы его не с первой попытки.

На наiе счастье вход во двор был открыт. На двери записка с номером телефон. Звонили мы долго, около получаса, но увы никто не брал.

Отправились на осмотр внутрь.

Расстояние между существовавшими тогда станциями Тойоно-Аринская и Тит_Аринская составляло 44 версты, а между Тит-Ары и Синском – 52 версты. Это были одни из самых длинных и тяжелых перегонов на всем Иркустко-Якутском тракте. Перегоны, которых боялись в сильные морозы не только ямщики, но и проезжающие, лично испытавшие их.
Дело от открытии новых станции решалось 14 лет. И все же в 1820-1870-х годах с большим трудом возникл8 8 промежуточных станций, в том числе Еланская. Только в декабре 1830 года был подписан «Указ Его императорского величества самодержца всросийского..» об учереждении новых станций, Мархачанской и Еланской.

Еланка – в уменьшительном виде от слова елань, те возвышенная, голая и открытая равнина. Выбранное место для станции, с ровной еланью у высокой горы, у самой реки, радовало новоселов, но в тоже время сплошная девственная тайга добавляла тяжелого труда по расчистке. Уже через несколько лет деревушка представляла комплекс деревянных построек: здание самой почтовой станции, конюшня, сараии для ямщиккой утвари, амбар и навесы для саней и дров.


Перед зданием почтовой станции установили полосатый верстовой столб, на которой с одной стороной было написано «От Якутска 159 верст», с другой «До Иркутска 2572 версты».

К 1836 году в Еланке было уже 8 хозяйств, из них только одно не участвовало в гоньбе почты.

Вот что указано в пояснительной записке к обустройству постоялого двора

Дом: ширина 8м, длина 16м, высота 3м, русская печь 1 шт, окон - 8 шт, кокмнат 3, якутская печь 1

У центрального входа с левой стороны в улгу расположена якутская печь, которая использовалась для освещения дома, сушки вещей и упряжи. На высоте человеческого роста встроены деревянные жерди для сушки. Рядом с печкой расположен большой обеденный стол, вдоль стен широкие лавки, на которых ночью спят ямщики и более бедные гости. Справа расположена русская печь, на которой готовят еду, хлеб, а также она служит лежанкой для дежурного смотрителя. В первой комнате обычно располагаются богатые или чиновники. Во второй комнате с тыльной стороны печи располагается семья смотрителя.

Макет дома, который мы чуть позже видели в краеведческом музее Покровска.

Помимо дома был еще ряд построек. Сарай для повозок. Ширина 4 м, длина 8 м, высота 3 м. Сарай для повозок располагался один боком впритык к конюшне, задняя стена глухая стена служила продолжением забора. Ворота сарая выходили во двор.

Конюшня располагалась также продолжением забора. Внутри располагались ясли, те стойла лошадей, лошадь привязывали головами к воротам, чтобы было сподручнее кормить и быстро выводить. Конюшня делилась на две части: в первой стояли отдохнувшие, кормленые, готовые к выезду лошади, во второй только что прибывшие с гоньбы. Только что прибывших коней распрягали, водили по двору чтобы они успокоились и восстановили дыхание, после всю спину прикрывали попоной и ставили в конюшню, но не кормили, а по истечению двух часов давали сухое сено, а перед выездом - меру овса и поили.

С боку со стороны конюшни располагалась святая святых - маленькая кузница и станок для замены и подковки лошадей.


Амбар ставился впритык к дому между входными дверями дома. Амбар делился на две части капитальной стеной, каждая часть имела отдельный вход. В правой смотрители хранили свой правиант, а также почту, эта часть имела кованные двери на железных петлях и закрывалась на замок. Вторая часть служила общим хранилищем для приезжих гостей и ямщиков.В обоих частях амбара для хранения продуктов имелись специальные ящики (сусеки), вдоль стен ставились широкие лавки, на стенах были специальные полки и вешала.

По пути у дороги увидели странный столб. Однозначно не могу относится ли этот столб к ямщицкому тракту или что то иное.

А вот еще один "артефакт" - старый мост. Новая дорога прошла рядом, по нему уже никто не ездит, но он еще до сих пор стоит.


В Покровске нам повезло – нам удалось попасть в Хангаласский краеведческий музей имени Г. В. Ксенофонтова". Но вот незадача…экскурсовод на лето …был в отпуске. Видимо наплыв туристов в Якутии зимой. Зато директор музея показал экспонаты и подарил замечательную книгу, информацию из которой я использовал в этом отчете.

В музее есть отдельный зал, посвященный истории Иркутско-якутского тракта. Сани и конская дуга с колокольчиком.

Красивая инсталяция вида из окна ямщицкой станции.

Фотография Покровской постовой станции, интерьера якутского балагана, фото тракта.

В итоге в музее удалось снять на видео экспозицию, но увы рассказа не получилось.

В самом Якутске есть некий частный музей, говорят очень интересный. Но увы у нас уже не было времени. Вечером я встретился с Добрянцевым Анатолием Анатольевичем – председателем общественной организации «Потомки государевых ямщиков». Он большей частью рассказал о текущих проектах по поддержанию истории тракта, об организованной инициативной группой экспедиции по тракту от Иркутска до Якутска. Большую часть пути они проделали на лодках по Лене, частично проехали маршрут на машинах.

Иркутско-Якутский тракт дал начало Вилюйскому, а также Верхоянскому, Колымскому трактам, другая его ветвь - это Айанский и Охотский тракты. По этим дорогам проходили казачьи отряды, собиравшие ясак, затем их сменили различные экспедиции исследователей северных земель, берегов Ледовитого океана. По этим дорогам русские люди доходили до берегов Северной Америки, Аляски. С открытием Амура эти трассы, как и Якутск, бывший некогда крупным узлом связи на северо-востоке Азии, потеряли прежнее значение. Впоследствии по северным трактам проходили этапы ссыльных, каторжан, начиная с декабристов и кончая узниками сталинских лагерей на Колыме. По этим дорогам пролегал и большой торговый путь через Якутск, Жиганск, Верхоянск, Колыму доходивший до Чукотки и Камчатки, интенсивно действовавший в зимнее время.

Продолжение следует...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: