Рассказ по картине васнецова сивка бурка. Виктор Васнецов. Сивка Бурка. Описание картины. Шедевры русской живописи. Герой сказочной картины Виктора Михайловича Васнецова Сивка-Бурка

Написанная в теплой гамме и нежных тонах, картина Васнецова Сивка-Бурка оживляет всем известную старую сказку о трех братьях. Двое старших братьев крепко стоят на ногах, всему знают свою цену, и собственной выгоды никогда не упустят. А что же самый младший, юный Иван? Ему незнакома зависть, он не ищет выгоды, мечтатель, он верит в любовь и ради любимой готов на подвиги. В общем, по мнению отца, братьев и окружающих он – дурачок.

Герой сказочной картины Виктора Михайловича Васнецова Сивка-Бурка

Младшему из братьев, Ивану, близок мир старой магии, ему и лошадь достается волшебная, и борется он за любовь зачарованной красавицы. На сказочной картине Васнецова Сивка-Бурка запечатлен момент мимолетной встречи влюбленного Ивана и предмета его страсти – красавицы царевны, заточенной в тереме. И этот миг окажется роковым для двух молодых сердец.

Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника

Что мы видим на картине художника В. Васнецова Сивка Бурка? Миг свидания влюбленных при очень странных обстоятельствах – белоснежный конь взлетел едва ли не к облакам, к самой верхушке терема, где у окошка сидела девушка, и свидетелями этого чуда был изумленный народ, толпящийся на площади. Иван, пролетая на коне мимо окошка, поцеловал свою любимую. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник Васнецов вложил в сказочную картину Сивка Бурка свои представления о любви, добре, честности и отваге. Персонажи картины празднично одеты, живописец уделил особое внимание деталям, которых в ней множество. Именно эти детали подчеркивают важность происходящего с героями картины Виктора Васнецова Сивка-Бурка.

Но не только царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Стоит обратить внимание на коня. А конь замечательный! Волшебный красавец-жеребец, умный и сильный, благородный и верный. Его могучее тело вытянулось в прыжке, конь замер, подарив юноше возможность поцеловать прекрасную царевну. Это живописное полотно содержит призыв художника к вере в любовь и справедливость – вот о чем говорит описание картины Сивка-Бурка.


Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1919-1926 годах.

Удивительное, красивое и благородное животное. Сыгравшее огромную роль в истории человечества, по сей день вдохновляющее писателей и поэтов. Для многих людей конь стал самым близким другом. Особенно это заметно в отношениях воинов и их боевых коней. "Прощай, мой товарищ, мой верный слуга" - вот слова, которыми прощается Вещий Олег со своим конём.

Лошадь наряду с собакой справедливо считается лучшим другом для человека. В течение долгих тысячелетий мы использовали силу этих великолепных животных себе во благо. Многие великие деяния человечества тесно связаны с непарнокопытным товарищем. Однако пришло время высоких технологий и использование вездесущих машин практически полостью исключило труд лошади из нашей повседневной жизни.

Но вряд ли кто знает, что предок современной лошади, одного из крупнейших животных на земле, был ростом с кошку. На передних ногах первобытной лошади было по три пальца. Эту первобытную лошадку называют эогиппус. В лесах Европы в те же времена жил его ближайший родственник хиракотериум. От них то и произошли, как считают современные ученые, наши лошади. В эпоху миоцена (около 20 млн. лет тому назад) климат на планете изменился. Леса уступили место обширным степям. Потомкам эогиппуса пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни: сочной листвы осталось немного, ее сменили жесткие степные травы.

В результате длительных и удивительных сложных превращений природа создала великолепное существо лошадь, жизнь которой неразрывно связана с жизнью человека. С тех пор как потомки лесных эогиппусов превратились в обитателей степей, лошадь могла спасаться от преследователей лишь с помощью быстрых ног. У нее развились выносливость и резвость. Этими ее качествами и воспользовался человек. Верхом на лошади он превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Лошадь он запряг в соху и в повозку. Так, даже прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека.

Первобытные лошади обитали как в областях с мягкой и плодородной почвой, так и на крутых горных склонах, в засушливых степях и пустынях. Соответственно и сформировались и различные виды лошадей. Жившие вблизи болот обладали мощным корпусом и широкими, сравнительно мягкими копытами. Горные? оставались небольшими, изящными, с узкими и твердыми копытами. Масть лошадей соответствовала цветовому фону окружающей среды. Если в лесистых районах водились преимущественно лошади темных мастей, то у обитателей пустынь и степей она становилась желтой и серой, что помогало им быть менее заметными.

Виктор Васнецов. Сивка Бурка.
1919—1926. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия.

Русская народная сказка

Было у отца три сына: два умных, а третий - дурак. Пришло время, стал отец помирать и говорит: «Вот, сыны, как я помру, вы по одному три ночи приходите на мою могилу». И умер. Ну, конечно, сыновья обязаны выполнить отцовский приказ. Стали они конаться, и выпало: в первую ночь идти на могилу старшему брату, во вторую - среднему, в третью - младшему, Иванушке.

Приходит первая ночь. Старший брат и говорит: «Ваня, иди за меня ночуй!» Ваня взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.

Приходит на могилу, сел; кочедык в руке - плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот приходит полночь, могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?»- «Я на могиле». - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «Вот от меня тебе награда. Ходит в заповедных лугах свинка - золотая щетинка. Твоя будет!» - «Спасибо, батюшка!»

Рассвело; приходит Ваня домой, братья встречают: «Ванюшка-то, Ванюшка-то - живой!»

Приходит вторая ночь. Среднему брату надо идти. Средний брат и говорит: «Ваня, иди за меня ночуй!» - «Ладно!»

Взял он лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел. Приходит на могилу, сел; плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Приходит полночь. Могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?» - «Я на могиле!» - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «Вот от меня тебе награда: ходит в заповедных лугах бык золоторогий. Будет твой!» - «Спасибо, батюшка!»

Настало утро. Идет Иванушка домой, братья его встречают: «Дурак, дурак! Живой идет!» Удивляются.

Приходит третья ночь. Ваня говорит: «Ну, я за вас ночевал. Идите вы хоть оба за меня». А они: «Теперь как хочешь, мы свою очередь отбыли!»

Ну, он взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.

Пришел, сел на могилу: плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот полночь пришла, могила задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?» - «Я на могиле.» - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «В заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Пусть она будет твоей!» - «Спасибо, батюшка!»

Наступило утро; идет Ваня домой, а братья встречают его, удивляются: «Смотри-ка, смотри-ка, дурак идет!»

Старшие братья были женатые, Ваня же - холостой. А у царя была дочь, пришло время ее замуж выдавать. Вот царь построил дом в двенадцать венцов, посадил дочь наверху и сказал: «Кто до моей дочери на коне доскачет, тот будет ей жених».

Собрался весь народ. Пошли братья глядеть. Дурак говорит: «Возьмите меня!» Они начали его всякими словами ругать, а он: «Все равно я там буду!» - «Приди-ка! Мы тебя побьем!»

Ушли они. Он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка бежит - земля дрожит. Прилетела. Он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал; братьев своих быстро догнал - как хлестнет их плетью!

Подъезжает к тому дому; Сивка-бурка скакнула - на шесть венцов сразу же, однако шесть венцов еще осталось. Он тут же умчался, превратился в прежнего Иванушку, отпустил Сивку-бурку, вернулся домой и залез на печь. Приезжают братья и рассказывают: «Какого мы молодца видели!» - «Не я ли то, братцы, был?» - «Э-э-э, не ты ли? Вот побьем сейчас!»

Прошло время, царь опять собирает народ. Пошли и братья; Иванушка просится: «Возьмите меня, братцы! Я погляжу, что за царская дочь!» - «Куда тебе!» - «Ну, ладно». И они ушли.

Он вышел в задние ворота, свистнул-гаркнул - Сивка-бурка и катит, лишь земля гудит. Подлетела, он в левое ухо влез: наелся, напился, в правое - нарядился. Такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал; обгоняет весь народ, катит - вся земля дрожит! Догнал братьев - хлестнул плетью. Подъехал к тому дому, Сивка-бурка скакнула - три венца до дочери царя осталось! Он быстро вернулся, отпустил коня, прибежал домой и лежит на печи. Вернулись братья и рассказывают: «Вот это молодец! Сроду не видали!» - «Не я ли, братцы?» Обругали они его.

Прошло время, царь опять собирает народ. И опять братья пошли: «Аида, поглядим! Может, приедет тот молодец...» А Иванушка просится: «И я поеду смотреть!» - «Куда тебе, урод!» - «Все равно там буду!» - «Приди только! Побьем!» И ушли.

А он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела - он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. И поехал; братьев опять по разу плетью хлестнул... Подъехал он к тому дому; Сивка-бурка как скакнула, так на все двенадцать венцов! Дочь царя Иванушке именным кольцом лоб заклеймила, поцеловала его и отдала кольцо. Он быстро вернулся, Сивку-бурку отпустил, кольцо завернул в лохмотья, лоб перевязал полотенцем и забрался на печь. Приходят братья и рассказывают: «Э-э-э, ну и молодец! Достал все же. Теперь свадьба будет».

Он говорит с печи: «Не я ли это, братцы?» - «Э-э-э, не ты ли! А что со лбом?» - «С печки упал». - «Ну вот - с печи упал!» И обругали его.

Настала ночь, а Ване интересно посмотреть кольцо. Развернул лохмотья - в избе так все и засияло. «Дурак, не порти спички!» - «Я и не порчу!»

На другой день царь собирает генералов, чтобы среди них найти того молодца. Собрал и никак не находит. Собрал тогда купцов и тоже не находит. Собрал мужиков - и среди них нет! Приходит Иванушка во дворец. Дочь царя увидела у него кольцо именное и клеймо на лбу, подошла, взяла его за руку и повела к отцу: «Вот, папаша, мой суженый-ряженый!»

Рассердился царь, да делать нечего. Построили им избенку сзади дворца и живут они в ней. Так прошел год. И вот услышал царь, что в заповедных лугах ходит свинка - золотая щетинка. Захотелось ему иметь ее. А у него были еще зятья. Говорит он им: «Поезжайте, поймайте ее!»

Они уехали. Приходит жена Вани в избушку. «Что у папаши новенького?» - спрашивает он. «Да вот свинка - золотая щетинка ходит в заповедных лугах. Собрались все зятья и поехали ее ловить». - «И я поеду! Попроси у отца какую-нибудь лошаденку, поеду погляжу свинку - золотую щетинку!» Она приходит к отцу: «Папаша, дай лошадь: Ваня тоже хочет поехать!» - «Возьми позади двора!»

А позади двора - кляча; сел Ваня на нее задом наперед, выехал за город, дернул ее за хвост - и кожа слетела: «Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!» Свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! И поехал. Зятьёв обогнал - они его и не видели... В заповедные луга приехал, расставил белый шатер и лежит в нем, как генерал какой-нибудь. И они заехали в эти заповедные луга. А свинка - золотая щетинка мелькнула, как птица, - и нет ее. Вот едут они и увидели шатер, а в нем человека: «Что за человек? Может, знает, где свинка - золотая щетинка!» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте!» - «Далеко ли ездили?» - «Да вот царь дал наказ поймать свинку - золотую щетинку, а мы не только поймать - и не видели ее как следует!» - «Чего не пожалеете? Я ее вам поймаю!» - «Да, батюшка, ничего не пожалеем!» - «Я с вас дорого не возьму - у каждого из спины по ремню в палец или в два шириной!» И вырезал у них из спины по ремню. Потом поманил свинку, она подошла к нему, он взял ее и отдал зятьям, а сам их обогнал и дома опять полеживает дурачком. Пришла жена. Он: «Что?» - «Да что, привели зятья свинку... А мы тут, несчастные, живем!» - «Обожди, и у наших ворот праздник будет!» - «И как он придет-то к нам на задворки? У нас не будет праздника!» - «Будет!»

Прошло время. Царь опять услыхал: ходит бык - золотые рога в заповедных лугах. Собрал он зятьев: «Ну, слуги мои верные, слышал я, что бык ходит златорогий в заповедных лугах! Нельзя ли поймать его?» - «Да что ж? Поймали же свинку!» И поехали.

Приходит жена Вани домой. Он: «Что у папаши нового?» - «Уехали быка златорогого ловить!» - «Иди попроси лошаденку». Она приходит: «Папаша, Ваня тоже хочет поехать в заповедные луга поглядеть на быка». - «А есть кляча на заднем дворе, пусть берет!»

Она пошла, взяла, насилу доставила. Он сел на нее задом наперед, за хвост держится. Она глядит: «Эх, милый мой, и садиться не можешь как следует!»

А он выехал за город, дернул клячу за хвост - кожа слетела: «Сороки-вороны, вот вам от царя жалованье, от меня обед!» И свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

Сивка-бурка катит, только земля гудит... Прилетела. Он залез в левое ухо - напился, наелся, в правое - нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал и опять зятьев обогнал - они его и не видели. Приехал в заповедные луга, расставил белый шатер и лежит-полёживает. И они заехали в заповедные луга. А бык только рожками им мелькнул. Они: «Разве его поймаешь!»

Едут, увидели шатер: «Подъедем, не тот ли молодец опять?» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте. Что здесь делаете?» - «Да ездим вот, быка золоторогого ловим!» - «Чего не пожалеете? Я поймаю...» - «Батюшка, что хочешь возьми, ничего не пожалеем!» - «Я с вас немного возьму: у каждого с правой ноги по мизинцу отрежу, и всё».

Согласились они, он отрезал по мизинцу и завернул в платок. Потом поманил быка, тот подбежал; он поймал его и отдал им. А сам опять обогнал их, приехал домой и полеживает на печи. А жена пошла во дворец: там - пированье, боже мой! Она наплакалась и идет назад: «Там пируют, а у нас что?» А он опять ей: «Погоди, и у наших ворот праздник будет!» - «Откуда он придет?» - «Придет!»

Прошло опять время, и услышал царь, что ходит в заповедных лугах Сивка-бурка. Собрал зятьев (а Ваню и не зовет) и говорит: «Ну, зятья мои верные, я слышал, что в заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Не постараетесь, не поймаете - и не приезжайте назад!» - «Поедем. Поймали же свинку - золотую щетинку и быка золоторогого!» Собрались, поехали.

Приходит жена к Ванюшке. Он спрашивает: «Что новенького у папаши?» - «Да что, уехали Сивку-бурку ловить!» - «Ну, поди и попроси лошаденку для меня». Она пошла и попросила. Царь опять дал клячу. Он сел, выехал за город, дернул ее за хвост - шкура и слетела. «Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!» Свистнул-гукнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка катит - земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал. Обогнал их, приехал в заповедные луга, отпустил Сивку-бурку, расставил белый шатер и лежит-полеживает. Вот и зятья заехали в заповедные луга, а Сивка-бурка только мелькнула гривой — и нет ее. «Да разве поймаешь ее!» - говорят они. И увидели опять шатер: «Давай подъедем, не тот ли молодец?» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте!» - «Далеко ли ездили?» - «Да ездили - тут Сивка-бурка ходит, и царь послал ее поймать. Да разве поймаешь!» - «Чего не пожалеете, если вам поймаю ее?» - «Да ничего не пожалеем!» - «Ладно, я с вас дорого не возьму: у каждого с правой руки по мизинцу!»

Они согласились. Он поймал им Сивку-бурку, отдал, они ее увели. А ему пришлось пешком идти.

Пришел домой. И жена приходит. Он спрашивает: «Ну, что у папаши?» - «Да привели Сивку-бурку. Пируют - боже мой!» - «Айда посмотрим, как пируют».

Приходят. Жена прошла вперед: «Папаша, мы пришли с Ваней» (первый раз, а то и не ходили). Ну, конечно, царь ему подал рюмку. А он спрашивает: «Папаша, а что зятья в перчатках сидят за столом? В помещении, — говорит, - тепло». - «А это, - царь говорит, — их воля. Как желают, так пусть и сидят!» - «А ты заставь их снять перчатки!» Царь засмеялся, полюбопытствовал: «Снимите, - говорит, - он как глупый!» Сняли они перчатки - мизинцев нет. А Ваня и вынимает их; как приставит, так и прирастают: «Вот это за Сивку-бурку».

Царь ему вторую рюмку подает. Вот он выпил и говорит: «А ну-ка, папаша, повели им разуться - сапоги снять с правых ног!» -"А ну-ка, зятья, разуйтесь!" Смотрит сам: «Так, нет мизинцев!» А Ваня достал мизинцы, приставил - приросли. «А это, - говорит, - за быка золоторогого!»

Тогда царь ему третью рюмку наливает, Ваня выпил и говорит: «Вели им заворотить на спине рубашки!» Царь тут уж весело говорит: «А ну-ка, заворотите!» Завернули они рубашки, а на спинах - полосы. Ваня достал платок, развернул его, а в нем ремни из кожи лежат. Он приложил их к спинам зятьев - они и приросли. «А вот это, - говорит, - за свинку - золотую щетинку!»

Понял все царь и говорит: «Ага, видно этот человек и ловил это все!» А Ваня вышел на крыльцо, как засвистел, загаркал: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

А она была заперта на двенадцать замков, чтоб не убежала. Разбила все и встала перед ним. Он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Вошел он во дворец и говорит: «Вот теперь я царский зять!»

Царь тех зятьев прогнал, а ему отдал полцарства. И зажил Ваня с женой счастливо.

И сейчас живут. Я недавно у них был, мед-пиво пил, видел, что живут великолепно.

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали .

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя .

  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
    скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Волшебная палочка есть в сказке "Золушка". Золушка - главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная - фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей - в лошадей, крысу - в кучера, а Золушкино старое платье - в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.

  • Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.

На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую. Эта картина - эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.

Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой... Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул - и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?

8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

  • Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка .

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.

  • Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
  • Рассмотрите иллюстрации к разделу "Устное народное творчество". Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
    Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
    Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

План:

1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. "Богатыри".
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов - "первопроходец".

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 - 23 июля 1926) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. "Я всегда только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. "Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались", - позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: "Пословицы русского народа" В.И. Даля (1861-1862), "Народные русские сказки" А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся "Богатыри". В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое "капитальное" произведение - "Богатыри". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова.
"Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем".
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, - это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: