Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Мышцы Урок мышцы их строение и функции

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Урок-игра

Составила: учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории
Немцева Т.А.
Рекомендации к использованию
Урок-игра по теме «Ну-ка мышцы, встаньте в ряд» проводится в 8 классе после изучения темы «Мышцы. Работа мышц». Этот урок является обобщающим. На этом уроке учитель проверяет знания учащихся по данной теме. В урок включена практическая часть «Изучение мышечной силы – электромиография», учащиеся 8 класса получают возможность научиться работать на новом цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4. Только наглядным образом учащиеся увидят и поймут работу мышц, в спокойном состоянии и при физической нагрузке. На интерактивной доске демонстрируется график биоэлектрических потенциалов мышц. Обобщающие уроки в форме игры развивают у учащихся познавательный интерес, а англядность применяемая на уроке позволяет более полно усвоить полученные знания и применить их на практике.
Урок-игра
«Ну-ка мышцы, встаньте в ряд»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания о строении и свойствах мышечной ткани, особенностях строения и функциях скелетных мышц, об основных группах мышц тела человека;
Дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;
Закрепить знания о видах работы мышц;
Влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
Научиться работать на современном цифровом лабораторным оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Воспитательные:
Воспитать культуру общения, бережное отношение к своему здоровью.
Формировать понимание о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Способствовать формированию умения работать в группе, ответственности за выполнение своей части работы, объективной оценки деятельности членов группы и самооценки.
Развивающие:
Развить коммуникативные навыки через умение работать в группах;
Развить познавательный интерес к предмету и понимание значимости данной темы в их дальнейшей жизни, на основе межпредметных связей и путем усиления практической направленности знаний;
Развить умение обобщать и применять полученные метепредметные знания и умения;
развить умение анализировать результаты демонстрационных опытов и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Развить внимательность, умения сравнивать, находить черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных.
Патриотические:
Развить гордость за отечественных ученных, в области изучения работы мышц И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Формы организации урока: игра
Методы обучения: ИКТ, групповой метод, рассказ учителя, фронтальный опрос, демонстрационные опыты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, модель «Торс человека», модель «Скелет человека», цифровое лабораторное оборудование Кобра 4 «Электрофизиология», гантель, карты с заданиями для групповой работы, портрет И.М. Сеченова.Вступительное слово учителя.
Учитель. Как вы понимаете фразу: «Жизнь – это движение, а движение – это жизнь?». (Слайд 1) (учащиеся высказывают свои предположения)
Что бы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по пройденной теме. Урок наш пройдет в форме игры. Я объясняю правила игры.
Игра состоит из 4-х этапов – блиц-опрос, «Кто быстрее, тот сильнее», «Наведи порядок», черный ящик, практическая часть. Каждый этап игры содержит задания разного характера. Победителем будет та команда, которая наберет больше баллов.
Блиц-опрос – на этом этапе игры каждой команде будут задаваться вопросы, чья команда ответит правильно на большее число вопросов, та и победила.
В конкурсе «Кто быстрее, тот сильнее», командам предстоит подписать названия мышц. Команда, которая подпишет большее название мышц и правильно, считается победителем.
Конкурс «Наведи порядок», командам предстоит правильно расположить мышцы по группам. Каждая команда получит набор мышц и листы. Первой команде нужно будет наклеить на лист мышцы головы и мышцы верхних конечностей, второй команде мышцы туловища и мышцы нижних конечностей.
Практическая часть будет заключаться в определении мышечной силы на цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Ход урока
Блиц-опрос
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не знает ответ, то они говорят «дальше», какая команда больше ответит на вопросы, та и победила. За правильный ответ 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.
Вопросы 1 команде
Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы).
2. Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические).
Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия).
Подвижное соединение костей. (Сустав).
Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница)
Мышцы, сокращение которых вызывает противоположно направленные движения. (Антагогисты).
Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая).
Самая длинная мышца человека. (Портняжная)
Мышца-сгибатель. (Двуглавая)
Мышца-разгибатель. (Трехглавая)
Вопросы 2 команде
Мышцы, образованные поперечно-полосатой мышечной тканью. (Скелетные)
Оболочка, защищающая мышечную ткань. (Соединительнотканная).
Мышцы, расположенные с боков головы по четыре с каждой стороны. (Жевательные)
Мышцы, удерживающие голову в равновесии. (Мышцы шеи).
Мышцы, выражающие эмоции человека. (Мимические).
Работа мышц, связанная с поднятием тяжестей, ходьбе, беге. (Динамическая).
Многочисленные, тонкие сократительные нити. (Миофибриллы).
Единица мышечной ткани. (Мышечное волокно).
Сократительные белки мышц. (Актин и миозин).
Мышцы, на которых сидит человек. (Большие ягодичные мышцы).
«Кто быстрее, тот сильнее»
Командам раздаются карты с изображенными мышцами человека. Задача команды – подписать как можно больше названия мышц. Время на выполнение – 3 минуты. (Приложение 1) (слайд 2)
«Наведи порядок»
Перед вами перечь мышц, необходимо разделить все мышцы на четыре группы – мышцы головы, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. Чья команда наведет порядок быстрее и качественнее, та и будет считаться победителем. (Приложение 2)
Обратите внимание на слайд и сравните, правильно вы полнили задание или нет. (Слайд 3)
«Черный ящик»
Командам предстоит угадать, о каком явлении идет речь и назвать фамилию ученого, который изучал это явление.
Этот процесс рассматривается в качестве сложного процесса, затрагивающего все уровни деятельности организма и проявляющийся в виде совокупности изменений, которые связаны со сдвигами гомеостаза, что регулирует исполнительные и вегетативные системы, развивает чувства усталости, временно снижая работоспособность. Зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. (Утомление, изучал Сеченов И.М.) (слайд 4, слайд 5)
Учитель: Ребята вы молодцы, справились с заданиями. А сейчас перейдем к практической части. – Что происходит с мышцами при поднятии груза? (они напрягаются)
- Правильно, мышцы начинают напрягаться, и вот сейчас мы с вами измерим мышечную силу с помощью Кобра 4 набор «Электрофизиология». (Приложение 3)
Выбирается из класса 2 человека. На одном демонстрируем опыт, второй ученик сидит за компьютером и проводит измерения – измеряем мышечную силу до нагрузки и во время нагрузки, для этого один электрод прикрепляем к двуглавой мышце плеча, а другой – к трехглавой мышце плеча. Показания демонстрируем на интерактивной доске (график мышечной активности).
- Что происходит с мышечной активностью в спокойном состоянии? (учащиеся анализируют график, отмечают, сто никаких электрических импульсов нет).
Далее испытуемый берет в руки гантель и начинает выполнять упражнения (3-5 раз достаточно).
На интерактивной доске демонстрируется график мышечной активности во время выполнения упражнений.
- Что происходит с мышцами во время выполнения работы? (показатели графика резко изменился, линии все чаще, видно, что пошла нагрузка на мышцы, показатели графика имеют резкие скачки).
Закрепление
Слово учителя: наш урок подошел к концу, и настало время подвести итоги.
Учитель подводит итог и объявляет победителя.
Рефлексия
Нарисуйте в своих рабочих тетрадях смайлик – веселый, урок понравился; грустный – урок не понравился; серьезный – многое на уроке не понял.
Приложение 1

Приложение 2
Командам раздаются 4 цветных листа, на которых написано – мышцы головы, мышцы верхних конечностей, мышцы нижних конечностей, мышцы туловища.
Круговая мышца рта
Мышцы разгибатели спины
Мышца разгибатели кисти и пальцев
Двуглавая мышца бедра
Широчайшая мышца спины
Жевательная мышца
Большая ягодичная мышца
Трехглавая мышца плеча
Мышцы брюшного пресса
Височная мышца
Лобное брюшко затылочно-лобной кости
Двуглавая мышца плеча
Большая грудная мышца
Трапециевидная мышца
Дельтовидная мышца
Мышца смеха
Круговая мышца глаза
Портняжная мышца
Приложение 3
Практическая работа
«Электромиография»
Цель: получение электромиограммы (ЭМГ) при сокращении и расслаблении мускул верхнейчасти руки (бицепса)
Подготовка к работе:
1. Для исследования потребуется как минимум два человека, где к одному прикрепляются
электроды, а другой работает на компьютере.
2. Прикрепите три электрода на бицепс, как показано на рисунке 1. Расстояние между электродами 3-5 см.
3. Подключите цветные провода с зубчатыми зажимами к электродам: желтый к верхнему
электроду на бицепсе, красный к электроду внизу бицепса и зеленый к электроду посередине.
4. Затем подключите провода от электродов к электрофизиологическому датчику Cobra4. Воткните красный штекер в разъем, обозначенный знаком «+», желтый – в разъем со знаком
«-», и зеленый – в разъем с надписью (Ref).
Выполнение работы:
1. Включите компьютер и загрузите Windows.
2. Подключите «Cobra4 Wireless Manager» – беспроводной передатчик в USB порт компьютера.
3. Прикрепите «Cobra4 Wireless-Link» беспроводной приемник к электрофизиологическому датчику и включите его.
4. Запустите ПО «Измерения Cobra4». Инструмент для измерений будет автоматически определен.
5. Выберете тип измерения «ЭМГ» («EMG»), дважды щелкните по «Напряжение U» («VoltageU») и выберете закладку «Конфигурация» («Configuration»). Убедитесь, что усиление установлено на минимум.
6. Начните записывать данные измерения, нажав (●).
7. Сгибайте руку с гантелью примерно 10 раз. Между сгибаниями выпрямляйте руку дополного расслабления.
8. Остановите измерение и нажмите «OK» для дальнейшей обработки данных.

Рис. 3. Биоэлектрический потенциал бицепса при нагрузке, измеренного на поверхности кожи.
1. Биоэлектрический потенциал может быть зарегистрирован во время мышечной работы.
Большие. Когда мышца не напряжена (фаза расслабления), большие колебания не наблюдаются.
2. Эксперимент показывает, что в расслабленной мышце практически нет никаких электрических импульсов. Электрические импульсы генерируются во время работы мышцы. Сила активности зависит от количества задействованных моторных клеток.
Приложение 4
102870-154940МЫШЦЫ ГОЛОВЫ
0МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Приложение 5
00МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 6
-1905-2540МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА
0МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА

Приложение 6
00МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 7
Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди): 1 - лобное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2 - круговая мышца рта; 3 - подбородочная; 4 - грудино-подъязычная; 5 - трапециевидная; 6 - трехглавая плеча; 7 - прямая живота; 8 - наружная косая живота; 9 - лучевой сгибатель кисти; 10 - натягивающая широкую фасцию бедра; 11 - подвздошно-поясничная; 12- гребешковая, 13 - длинная приводящая; 14 - портняжная; 15 -прямая бедра; 16 - нежная; 17 - внутренняя широкая; 18 - отводящая большой палец; 19 - сухожилия длинной мышцы, разгибающей пальцы; 20 - длинная мышца, разгибающая пальцы; 21 - камбаловидная; 22 - передняя большеберцовая; 23 - икроножная; 24 - наружная широкая; 25 - короткая мышца, разгибающая большой палец; 26 - длинная мышца, отводящая большой палец; 27 - локтевой разгибатель кисти; 28 - короткий лучевой разгибатель кисти; 29 - разгибатель пальцев; 30 - длинный лучевой разгибатель кисти; 31 - плечелучевая; 32 - трехглавая плеча; 33 - передняя зубчатая; 34 - двуглавая плеча; 35 - большая грудная; 36 - дельтовидная; 37 - передняя лестничная; 38 - средняя лестничная; 39 - грудино-ключично-сосковая; 40 - опускающая угол рта; 41 - жевательная; 42 - большая скуловая; 43 - височная. Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади): 1 - затылочное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2- трапециевидная; 3 - дельтовидная; 4 - трехглавая плеча; 5 - двуглавая плеча: 6 - круглый пронатор; 7 и 23 - плечелучевая; 8 - лучевой сгибатель кисти; 9 - длинная ладонная; 10 - локтевой сгибатель кисти; 11 - поверхностный сгибатель пальцев; 12 и 13 - полуперепончатая; 13 - полусухожильная; 14 - нежная; 15 - двуглавая бедра; 17 - икроножная; 18 - камбаловидная; 19 - большая ягодичная; 20 - короткая мышца, отводящая большой палец; 21 - средняя ягодичная; 22 - наружная косая живота; 24 -широчайшая спины; 25 - передняя зубчатая; 26 - большая круглая; 27 - малая круглая; 28 - полостная; 29 - грудино-ключично-сосковая; 30 - ременная головы; 31 - жевательная; 32 - полуостистая головы; 33 - височная

УРОК 14. Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц

Образовательная цель: раскрыть особенности строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом механизм сокращения мышечного волокна.

Основные понятия и термины: посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин, сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.

Оборудование: таблицы «Животные ткани», «Мышцы тела человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

И уровень

1. Выясните, какое вещество содержится в полости трубчатых костей:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в) бурый костный мозг.

2. Укажите, какая кость является единственной подвижной костью черепа:

а) носовая;

б) скуловая;

в) затылочная;

г) нижнечелюстная;

д) верхнечелюстная.

3. Укажите, с какого количества позвонков состоит шейный отдел позвоночника:

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 12;

д) 15.

4. Укажите, какой гормон играет основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:

а) соматотропный;

б) адренокортикотропний;

в) лактотропний;

г) лютеинизирующий;

д) гонадотропный.

1. Укажите, какие кости относятся к плоских костей:

а) височная;

б) берцовая;

в) локтевая;

г) тазовая;

д) ключица;

е) лопатка.

2. Назовите кости, из которых состоит предплечья:

а) локтевая;

б) плечевая;

в) малая берцовая;

г) крестец;

д) лучевая;

е) ключица.

1. Разместите отделы позвоночника за порядку, начиная от черепа:

а) поясничный;

б) копчиковый;

в) шейный;

г) грудной;

д) крестцовый.

2. Назовите качественные особенности строения скелета человека, отличающие его от скелета у животных:

а) позвоночник имеет S -образные изгибы;

б) расширенная грудная клетка;

в) суженный таз;

г) преобладание размеров лицевого черепа над мозговым;

д) подвижное соединение костей кисти и пясти;

е) противопоставление большого пальца кисти другим.

1. Какими видами соединительной ткани созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?

II вариант

1. Определите типы соединений костей, к которого принадлежит шовной соединения:

а) неподвижный;

б) подвижной;

в) напіврухомий.

2. Укажите, какую роль в суставе играет суставная жидкость:

а) обеспечивает функциональную единство сустава;

б) облегчает скольжение элементов сустава;

в) формирует единую капсулу вокруг сустава;

г) укрепляет сустав;

д) способствует росту гиалинового хряща.

3. Укажите, какое количество ребер есть в теле человека:

а) 7;

б) 12;

в) 16;

г) 20;

д) 24.

4. Позвоночник человека в норме функционально имеет количество изгибов:

а) два;

б) три;

в) четыре.

1. Укажите, какие кости являются элементами лицевого черепа:

а) верхнечелюстная;

б) теменная;

в) височная;

г) скуловая;

д) носова.

2. Укажите, какие кости образуют плечевой сустав:

а) локтевая;

б) лучевая;

в) лопатка;

г) плечевая;

д) ключица.

1. Разместите отделы свободной верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:

а) запястье;

б) предплечья;

в) плечо;

г) пясть;

д) фаланги пальцев.

2. Укажите правильную последовательность действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:

а) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

б) доставить больного в больницу;

в) обеспечить покой поврежденной конечности;

г) сустав не вправлять;

д) наложить на конечность тоску повязку.

1. Укажите, какие процессы происходят в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.

1. Внешнее и внутреннее строение скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

Мышцы - пучки мышечных волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.

Мышечные волокна (клетки):

Форма - цилиндрическая.

Многоядерные. (Ядра на поверхности волокна).

Размеры: длина = 12 см, диаметр 0,01-0,1 мм.

Наличие мышечных волоконець (миофибрилл).

2. Посмугованість скелетных мышц. Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя, комментирование рисунка в учебнике).

3. Механизм сокращения мышц. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).

4. Разнообразие мышц, их классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях. Составление схем).

5. Основные группы мышц и их функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)

Часть тела

Название мышцы

Функции мышц

IV. Закрепление знаний учащихся.

Вставьте в текст пропущенные слова.

За начало мышцы туловища обычно берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются _________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются _____________________ . По функциям различают______________, ____________, _____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы, участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше 25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит:

а) в течение года;

б) в течение жизни (70 лет).

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Запишите в таблицу все возможные положение руки в зависимости от состояния мышц.

Состояния двуглавой (бицепс) и трехглавого (трицепс) мышц плеча

Нервные центры двуглавой мышцы

Нервные центры трехглавого мышцы

Двуглавая мышца

Трехглавая мышца

Положение руки

Возбужденные

Заторможенные

Сокращается

Расслабляется

Сгибается в локте

Заторможенные

Заторможенные

Заторможенные

Возбужденные


Задача урока : дать понятие о строении и функции мышцы, о связи ее деятельности с нервным возбуждением; раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлекторный принцип координации движений.

Оборудование . Демонстрационный материал: скелет человека; модель сустава; вскрытый сустав; пережженная и декальцинированная кости; кусочек разваренного мяса; распил кости; таблицы: «Скелетные мышцы», «Головной мозг человека»; две дощечки, бинт, школьная линейка.

План урока

Проведение урока
Прежде чем приступить к изучению мышц, необходимо проверить знания учащихся по материалу двух последних уроков. В целях экономии времени проверку знаний можно проводить как уплотненный опрос.

Получают задания пять человек. Один готовит ответ о составе костей. В его распоряжении прокаленная и декальцинированная кости. Второй учащийся на половине доски рисует схему внешнего строения кости. На другой половине доски третий ученик изображает схему строения сустава. Он должен раскрыть функции костей. Четвертому учащемуся предстоит указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения, а пятому предлагается наложить шину на предплечье своего товарища. Пока все готовятся к ответу, еще один вызванный ученик рассказывает о мерах первой помощи при вывихе и переломах.

Учитель предлагает дополнительно каждому отвечающему какой-либо из следующих вопросов: почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом? Приведите примеры прочности трубчатой формы стебля у растений. Объясните, почему уменьшается прочность сустава, если проколоть суставную сумку. Используйте при ответе знания по физике. Может ли опытный анатом по костям умершего решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или человеком, ведущим неподвижный образ жизни? Почему у человека при падении чаще всего оказывается сломанной малая берцовая кость?

Переходя к новому материалу, учитель обращает внимание учащихся на то, что движение в суставах производится мышцами; по таблице «Скелетные мышцы» показывает, как сокращение двуглавой мышцы вызывает сгибание в локтевом суставе, а сокращение трехглавой разгибает его. Затем учитель демонстрирует на ученике утолщение двуглавой мышцы при ее сокращении. Учащиеся делают вывод, что мышца имеет свойство напрягаться и сокращаться. Перед учащимися ставится задача выяснить, как происходит сокращение мышцы. Для этого они должны познакомиться сначала с ее внешним и внутренним строением. Учитель характеризует внешнее строение мышцы, показывает кусочек сильно разваренного мяса. Затем по рисункам учебника ученики выясняют внутреннее строение мышцы, которое можно увидеть под световым микроскопом.

Учитель напоминает о строении и свойствах поперечнополосатой мышечной ткани, из которой состоят скелетные мышцы.

Связь нервного возбуждения с сокращением мышцы учащиеся устанавливают по опыту, который проводили при изучении вводной темы. Делают, вывод: мышцы сокращаются в ответ на приходящее в них по нервным волокнам возбуждение.

О процессе сокращения мышечного волокна учитель рассказывает следующее: видимые под лупой мышечные волокна состоят из сократительных элементов - миофибрилл, которые видны только под сильным увеличением светового микроскопа. При возбуждении они или становятся короче и толще, или напрягаются без изменения длины. И в том и в другом случае мышца производит работу по передвижению или удерживанию груза.

При помощи электронного микроскопа удалось установить, что в миофибриллах находятся более тонкие волоконца - протофибриллы. В них находятся нити двух белков - миозина и актина *.

Рис. 13. Схема сокращения мышечного волокна на субклеточном уровне.

А. Участок мышечного волокна в состоянии покоя. Б. Тот же участок при сокращении. 1 - опорные мембраны; 2- топкие белковые нити; 3 - толстые белковые нити

Все протофибриллы разделяются по длине на участки, перегороженные опорными мембранами (рис. 13 А). Более толстые нити из миозина располагаются в средней части участка. От опорных мембран идут более тонкие нити из актина, которые в состоянии покоя мышцы доходят только до начала нитей миозина. Несколько нитей актина окружают нить миозина (рис. 13 Б). Под воздействием нервных импульсов тонкие нити вступают во временное соединение с толстыми и скользят к середине участка. При этом они тянут опорные мембраны, и весь участок протофибрилл сокращается. При сокращении всех участков общая длина волокон и мышцы уменьшается почти в два раза (рис. 13 Б). При расслаблении актиновые нити скользят в обратном направлении.

Учитель может не требовать запоминания названий белков, а дать понятие только о принципе мышечного механизма. После этого учитель переходит к рассказу о нервной регуляции мышечной деятельности: любые мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому, что они всегда являются реакциями на раздражение рецепторов при участии нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Но очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражения рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях. Учитель рассказывает о мышечно-суставных рецепторах и освещает их роль в осуществлении сложных цепных рефлексов, таких как ходьба, прыжки, бег.

Для перехода к разъяснению вопроса о координации движений учитель просит указать примеры движений, при которых две мышцы противоположного действия или расслаблены, или напряжены, или одна сокращена, а другая расслаблена. Как правило, учащиеся приводят примеры разного состояния двуглавой и трехглавой мышц руки при опущенной, согнутой и вытянутой с грузом руке. Учитель объясняет, чем вызвано такое согласование в работе мышц, используя уже известное учащимся понятие о торможении. При выполнении движения одни мышцы сильно сокращаются, другие - слабее, третьи - тормозятся. Все это регулируется нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов, которые «информируют» головной мозг о состоянии мышцы.

Очень кратко учитель сообщает о том, что все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий; приводит примеры невозможности движений при кровоизлиянии в определенных участках коры больших полушарий и показывает на таблице «Головной мозг человека» двигательную область коры, где расположены центры всех произвольных движений.

В порядке закрепления материала ученики вспоминают определение рефлекса и приводят примеры безусловных и условных мышечных рефлексов.

Задание на дом: статья учебника «Мышцы и их функции» раздела «Основные группы мышц человеческого тела».

* Рассказ о теории мышечного сокращения дается по желанию учителя и для запоминания необязателен.

Цыганкова Анна Васильевна
учитель химии и биологии
средней школы при АОДКТС "Чайка"
1 категория

8 класс
Тема урока: «Виды мышц, их строение»
Задачи урока:
формировать знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.
развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
роль физических упражнений на опорно - двигательную систему и состояние организма в целом, бережное отношение к своему здоровью.
Средства обучения:
презентация
рисунок «строение скелетной мышцы», поперечно – полосатая, поперечно – полосатая сердечная и гладкая мышцы
таблица «Мышцы человека»

Тип урока: комбинированный
Методы и формы: индивидуальная, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный

Ход урока
I. Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока «Мышцы. Типы мышц, их строение и значение».

Работать будем по следующему плану:
Слайд 2
Но прежде чем перейдем к изучению новой темы, повторим домашнее задание.

II. Проверка знаний учащихся
Слайд 3
Закончи высказывание:

 1. Нарушение целостности кости – ... (перелом).
 2. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).
 3. Переломы бывают двух видов-…(открытые и закрытые)
 4. Перелом, при котором возможно смещение костей, повреждение кровеносных сосудов, мышцы и кожи называется - …(открытым)
 5. Выход суставной головки из суставной впадины называется - …(вывихом)
 6. Повреждение сустава в результате неловких движений или ушибов с повреждением связок называется - … (растяжением).

Самопроверка.
Слайд 4 (выставление баллов в оценочный лист)
Слайд 5
2. Лото (напечатанные листы на доске)
1. ПМП при растяжении связок.
Признаки: сильная боль, припухлость, сопровождаемая кровоизлиянем.
Приложить лед или смоченную холодной водой ткань. Накладывают тугую фиксирующую повязку.
2. ПМП при вывихе суставов.
Признаки: суставная головка выходит из суставной впадины. Сильная боль и опухоль.
Обеспечить полный покой суставу. Для уменьшения боли приложить холод и немедленно доставить в медицинское учреждение.
Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину.
3. ПМП при открытых переломах:
Признаки: повреждены кости, мышцы, кожа и кровеносные сосуды.
Сначала остановить кровотечение с помощью давящей повязки и защитить рану от загрязнения стерильной салфеткой, обездвижить поврежденную часть и наложить шину, доску, плотный картон, обездвижив в двух суставах или зафиксировать поврежденную ногу к здоровой ноге, руку к туловищу широким бинтом. Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
Например: при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть.
4. ПМП при повреждении позвоночника:
Лучше совсем не трогать до прихода врача. В крайнем случае, осторожно переложить лицом вниз на твердую поверхность. Под голову и плечи помещают мягкие валики.
5. ПМП при переломе ребра:
Шину не накладывают. Пострадавшего просят сделать глубокий выдох и после этого дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
6. ПМП при травмах черепа.
Пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка поднять во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызвать врача.
(если ученик дал полный ответ получает три бала, за дополнение по 1 балу)
III. Объяснение новой темы

1. Активизация знаний учащихся.

Чем представлена опорно-двигательная система?

Скелетом и мышцами

Какие виды тканей образуют опорно-двигательную систему человека?

 Соединительная
 Мышечная

Ткани, образующие опорно-двигательную систему человека

Соединительная Мышечная

Кости хрящи сухожилия связки мышцы

Слайд 6
Почему мышцы получили такое название?

Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, как мышцы под кожей, сокращаясь -перемещаются, напоминая движение мыши.

Как называется клеточка мышечной ткани?
Миоцит

Ребята, как вы считаете, сколько мышц в организме человека?

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям.
Слайд 7
Какие же бывают виды мышечной ткани?

 Поперечно – полосатая скелетная
 Поперечно – полосатая сердечная (миокард)
 Гладкая
Слайд 8
Чем различаются по строению поперечно - полосатая и гладкая мышечные ткани?
Какими свойствами они обладают?

Гладкие мышцы:

Не имеют видимой исчерченности, палочковидное ядро находится в центре, клетки мелкие, веретенообразные.
Выстилают стенки полых внутренних органов – пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахеи, бронхи, мочевой пузырь и т.д.).
Сокращение волокон этой ткани происходит медленно, плавно и периодически, оно не подвластно воле человека.
Поперечно – полосатые скелетные мышцы:
Имеют поперечную исчерченность, мышечные волокна собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны сокращаться. Они приводят в движение скелет. Их функция регулируется сознанием.
Сердечная мышца:

Имеет поперечную исчерченность, они в определенных местах как бы переплетаются и срастаются между собой, благодаря этому мышцы способны быстро сокращаться. Ее сокращение не зависит от воли человека, сердце обладает свойством автоматии, т.е. сокращается за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Где эти ткани находятся в организме человека?
Слайд 9
Какое же строение имеет скелетная мышца?
Слайд 10.
Поперечнополосатые скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых волокон. Из волокон образованы мышечные пучки, а мышечные пучки образуют мышцы. Снаружи мышцы покрыты фасцией, соединительнотканной оболочкой, которая переходит в сухожилия. Фасция выполняет защитную функцию.
Сухожилия, образованные плотной соединительной тканью, с помощью их мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении участия не принимают.
Слайд 11
Ребята, что еще находится в мышцах?

Множество кровеносных сосудов и нервов.

Кровеносные сосуды обеспечивают мышцы питательными веществами и кислородом и через них происходит удаление продуктов обмена т.е. вредных веществ жизнедеятельности.

По нервным окончаниям проводятся к мышцам возбуждения в виде нервного импульса (слабого электрического тока) и мышечные клетки – миоциты – сокращаются.

А сейчас, ребята, попробуем дать определение: Что такое мышца?

Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.
Слайд 12 «какие части выделяют в мышце?»
В мышце выделяют головку (caput) - начальную часть, брюшко (venter) - среднюю часть и хвост (cauda) - конечную часть.
Слайд 13

По расположению мышцы подразделяют на: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.
Слайд 14 (мышцы головы)

Жевательные - самые сильные мышцы при сокращении приводит в движение нижнюю челюсть и участвует в измельчении пищи и при осуществлении речевого акта.

(Прикрепляются одним концом к нижней челюсти, а другим – к костям черепа.)

Мимические – придают лицу определенное выражение – мимику. Мимикой человек выражает радость, обиду, злость и т.д.
(Одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим концом – к коже)

Круговые мышцы рта - двигают губы, а круговые мышцы глаз – моргать, прищуриваться и косить глазами.
(Не связаны с костями, прикрепляются к коже)

Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движениях головы и шеи.
Слайд 15
Мышцы туловища
1. Мышцы груди
Большая грудная - приводят в движение руки, плечи,
Межреберные мышцы и диафрагма - участвуют в процессе дыхания

Диафрагма – с греческого переводится кА «перегородка» . Э то сухожильно -мышечная перегородка отделяет грудную полость от брюшной. При вдохе она опускается, при выдохе – поднимается.
2. Мышцы живота – брюшной пресс - сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, в работе внутренних органов. Кроме этого выполняют защитную функцию, защищая органы брюшной полости.

3. Мышцы спины
Слайд 16 мышцы спины
(располагаются в несколько слоев)
 Подкожные мышцы - приводят в движение руки
 Трапециевидная участвуют в движении головы, грудной клетки
 Широчайшая мышца спины и рук, в движении позвоночника, в поворотах
его направо и налево.
Слайд 17 мышцы верхней конечности

Делятся на мышцы плечевого пояса и рук. В плечевом поясе расположено множество хорошо развитых мышц. При их сокращении приходят в движение лопатки и плечевые кости. Так как руки выполняют большую работу, здесь расположены крупные мышцы. Мышцы рук участвуют в поднимании, сгибании и разгибании рук. Руки можно считать сильными тогда, когда хорошо развиты все мышцы рук и плечей. А их с каждой стороны по тридцать, не считая мышц пальцев.
Стр. 93 самостоятельная работа прочитать и рассказать предпоследний и последний абзац.
1. Дельтовидная мышца - поднимает руку
(Название дельтовидной мышцы происходит по схожести треугольной формы мышцы с буквой греческого алфавита Δ (дельта).
2. Двуглавая мышца (бицепс)- сгибает руку
3. Трехглавая мышца (трицепс)- разгибает руку
4. Сгибатели кисти и пальцев
5. Разгибатели кисти пальцев
Слайд 18 мышцы нижней конечности
Делятся на мышцы тазового пояса, бедра, голени и стопы. Среди мышц тазового пояса хорошо развиты большие, средние, малые ягодичные мышцы. Большая ягодичная мышца помогает нам ходить, подниматься, сохранять вертикальное положение тела, выпрямляет бедро во время бега и лазания.
Через бедро проходит портняжная мышца. Это мышца самая длинная. При сокращении – сгибает бедро. Свое название эта мышца получила благодаря особенностям работы древних портных - тогда они сидели на полу, скрестив ноги, что задействовало портняжную и ягодичные мышцы, вращая бедро наружу.
На передней стенке бедра располагается четырехглавая мышца бедра – разгибатель в коленном суставе и сгибатель бедра в тазобедренном суставе.
Сзади на бедре располагается двуглавая мышца - сгибатель ноги.
На голени – трехглавая икроножная мышца, которые обеспечивают ходьбу, бег и движение стопы.
Слайд 19. Значение мышц

Пассивную часть нашего организма – скелет – в движение приводят мышцы – активная часть опорно-двигательной системы нашего организма. Они:
 Ориентацию организма в пространстве;
 Регулируют равновесия;
 Придают организму форму;
 Обеспечивают вертикальное положения тела человека в пространстве;
 Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость;
 Межреберные мышцы и диафрагма участвуют в процессе дыхания;
 Обеспечивает движение организма;
Слайд 20

«Ведь чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!»

А доказательством этого служит следующий слайд.
Слайд 21 «развитые и слабые мышцы»

Так выглядят мышцы человека, который ведет активный образ жизни, занимается физкультурой.
А вот так – мышцы человека, который ведет пассивный образ жизни. Между мышечными волокнами накапливается жир. Без физической нагрузки мышцы слабеют и могут атрофироваться. Увеличивается масса тела, повышается давление, идет нагрузка на все органы.

Значит: нужно больше двигаться, заниматься спортом. Ведь движение - это такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т.д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней.
Об этом нужно всегда помнить.

IY. Закрепление.
1. Слайд 22 «назовите мышцы»
2. Слайд 23 «запишите названия частей двуглавой мышцы и костей»
3. Самостоятельная работа рабочая тетрадь страница 16 задание 2

4. Биологический диктант: «Какие утверждения верны?» (контроль по ключу)

1. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется гладкой нет
2. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются мимическими да
3. Работа сердечной мышцы зависит от воли человека нет
4. Мышцы прикрепляются к костям с помощь сухожилий да
5. При вдохе диафрагма поднимается, а при выдохе – опускается. нет
6. Сокращение гладких мышц подвластно воле человека. нет
Ответ:
Нет- 1,3,5,6
Да-2, 4
Слайд 25 «домашнее задание»

Проект урока

8 класс. Биология

Технологическая карта урока

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

    Что вы уже знаете по этой теме?

    Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

    А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

    Строение мышц.

    Функции мышц.

    Основные группы мышц, значение физических упражнений.

    Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

    Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции :

I ) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

    Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

    Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

    Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

    Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

    Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

    Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

    Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

    Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

    Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

    Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

    Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

    Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: