Организационно-методические формы учебно-тренировочных занятий хоккеистов. Типы организации занятий Тип учебно тренировочного занятия


Содержание:

  1. Введение………………………………………………………….2

  2. Цель, задачи, основное содержание спортивной тренировки...2

  3. Средства спортивной тренировки………………………………3

  4. Задачи обучения в рамках спортивной тренировки…………..4

  5. Основные стороны спортивной подготовки…………………...6

  6. Понятие о психологической подготовке……………………….9

  7. Особенности планирования периодов тренировок…………..10

  8. Организация занятий…………………………………………...12

  9. Литература………………………………………………………13
Виды спортивной тренировки

Введение

Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки, но и изменений средств, методов и форм занятий по физическому воспитанию.

^ Цель, задачи, основное содержание спортивной тренировки
Спортивная тренировка - это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, с другой Тренированность - это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции , беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Выделяют три главных вида физической тренировки: тренировки с сопротивлением, интервальные тренировки, непрерывные тренировки.
Каждый тип тренировки помогает вашему телу совершенствоваться в разных направлениях и подготавливает вас к различным видам спорта.
Спринтерам требуется очень сильная верхняя часть тела, которую развивают с помощью аэробной производительности.

Силовые атлеты предпочитают работать над аэробной производительностью и развитием выносливости больше, чем над силой физических упражнений. Вот несколько важных фактов, которые необходимо знать:

После тяжелой тренировки для полного восстановления сил необходимо отдыхать, по меньшей мере, один день;

Выполняемые на тренировке упражнения должны соответствовать той специфической группе мышц, которая задействована в данном виде спорта;

Постепенно нужно увеличивать время тренировки;

Если тренировки прекращаются на длительное время, то тело теряет приобретенную физическую форму;

Сила тренировки должна составлять 60 – 75 % максимальной частоты сердечных сокращений;

Тренировки с сопротивлением включают в себя упражнения, направленные против силы, массы и гравитации. Поднятие тяжести одна из разновидностей тренировки с сопротивлением. Все зависит от того, какой вес и сколько раз вы поднимаете без перерыва на отдых. Если вы поднимаете вес больший, чем ваша масса тела, то вы сможете выполнить только несколько поднятий. Такой вид тренировки развивает мышечную силу. Если вы поднимаете вес меньший, чем ваша масса тела и делаете 10-15 поднятий, то такой вид тренировки повышает мышечную выносливость.

Циркулярная тренировка – другой вид упражнений с сопротивлением, который использует вашу массу тела в качестве силы сопротивления. К этому виду относятся такие упражнение как отжимание или поднимание туловища из положения лежа. Циркулярная тренировка вырабатывает мышечную выносливость и аэробную производительность.

^ Интервальная тренировка включает в себя периоды тяжелой работы и периоды отдыха, повторяющиеся несколько раз в течение одной тренировки. Периоды тяжелой работы называют активностью с высокой интенсивностью. Пример интервальной тренировки: 10 забегов по 40 метров с двухминутным отдыхом после каждого забега. Дистанция, скорость и длительность времени отдыха может варьировать, в зависимости от вашей физической формы и вида спорта, которым вы занимаетесь. Интервальная тренировка развивает аэробную и анаэробную производительность.

^ Непрерывная тренировка состоит из сравнительно легких упражнений, выполняемых за длительный промежуток времени. Например, для велогонщиков езда на медленной скорости в течение получаса. Такой вид тренировки позволяет улучшить вашу аэробную производительность и мышечную выносливость. Профессиональные атлеты используют этот вид тренировки для восстановления правильной частоты сердечных сокращений. К непрерывной тренировке относят такой вид деятельности, при которой одно упражнение выполняется дольше 15 минут.

^ Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства.

Физические упражнения - это двигательные действия, физические упражнения - основное и специфическое средство спортивной тренировки. В практике спорта общеподготовительные упражнения (различные двигательные действия из видов спорта, в которых спортсмен не специализируется) применяются для развития и совершенствования всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Эффективность спортивной тренировки в немалой степени зависит от использования технических средств и тренажерных устройств. По назначению их условно можно разделить на следующие группы:

1. Технические средства по получению "срочной информации" о выполненных действиях (о скорости, темпе, величине усилий и ритме движений).

2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена, т.е. устройств, позволяющих задавать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность) или внутреннюю величину нагрузки, либо устройств, моделирующих игровые и боевые ситуации, в спортивных играх и единоборствах.

3. Тренажерные устройства, предназначенные для:

А) разучивания, совершенствования техники движений;

Б)совершенствование спортивно-физической подготовки близкой к соревновательной.

Технические и тренажерные устройства позволяют разнообразить учебно-тренировочный процесс.
^ Задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются:
в улучшении физического развития и укрепления здоровья спортсмена (обеспечение физической подготовленности);

В овладении техникой спортивных и других физических упражнений (обеспечение технической подготовленности);

В овладении спортивной тактикой (обеспечение тактической подготовленности);

В повышении интеллектуальной подготовки, в расширении круга знаний о спорте (обеспечение теоретической подготовленности);

В формировании таких важных качеств как целеустремленность, смелость, упорство, готовность к риску, воспитывают самостоятельность в сочетании с коллективным мышлением, дисциплину, способность преодолевать трудности и собственное настроение (обеспечение психической подготовленности);

В выработке привычки к здоровому образу жизни.

Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы: Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом (годичном) цикле тренировки. Понятие оптимальной готовности условно. По мере роста мастерства спортивная форма становится иной как по количественным, так и по качественным показателям.

С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др.

^ Стабильность спортивной формы - способность спортсмена показывать в течение определенного времени относительно высокие результаты Стабильность характеризует спортивную форму во времени. Состояние спортивной формы отличается от состояния высокой тренированности. Это означает, что спортсмен, находящийся в спортивной форме обладает повышенной реактивностью и даже на стандартную нагрузку дает большую, а не меньшую реакцию вегетативной системы.

Спортивная форма должна быть приобретена к началу соревновательного периода, повышаться на протяжении всего его периода и достигать наивысшего уровня к главному соревнованию. Отличное состояние спортивной формы следует искать в области психологии, в нервной регуляции процессов обмена веществ. Состояние повышенной эмоциональности невыгодно для организма, если оно длится долгое время.

Хорошая спортивная форма и высокое достижение обычно совпадают. Несовпадение спортивной формы и спортивного результата может быть при плохих метеорологических условиях, неправильном предсоревновательном режиме и других случайных причинах. Как показывает опыт ведущих спортсменов состояние высшей спортивной формы можно сохранять 2-4 месяца и более.

В течение сезона спортсмен может несколько раз входить и выходить из спортивной формы. Это свойственно не только большим мастерам, но и спортсменам-разрядникам. Спортивная форма определяется двумя сторонами ее подготовленности, из которых одна очень стабильна, а вторая - весьма изменчива. Первая сторона - это состояние внутренних органов и систем организма, которые мало изменяются под влиянием тренировок и даже при отсутствии тренировочных занятий в течение нескольких недель. Вторая сторона - работоспособность центральной нервной системы, которая изменяется под воздействием внешней среды очень быстро, иногда даже в течение дня. Работоспособность нервных центров повышается в результате тренировок.

Спортсмен приобретает лучшую спортивную форму тогда, когда две эти стороны находятся на высоком уровне и может сохранить ее долго, если интервалы между соревнованиями будут достаточно велики.
^ Основные стороны спортивной подготовки
Техническая подготовка спортсмена - процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта. Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике.

Как алгоритм движения спортивная техника присутствует в индивидуальном двигательном действии, т.е. соответствующая общая спортивная техника составляет основу индивидуальной формы движения, однако не идентична ей.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта

Иногда под "спортивной техникой" понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.

Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Техническая подготовка связана с формированием у спортсменов двигательных навыков и умений, а также соответствующих специальных знаний.

Совершенствование спортивной техники осуществляется в течение всей многолетней подготовки спортсменов, которая направлена на повышение технического мастерства, под которым следует понимать совершенное владение наиболее рациональной техникой движения в условиях обостренной спортивной борьбы.

^ Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики. Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы. Тактика самый динамичный элемент игровой деятельности. В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека. Слово "тактика" произошло от древнегреческого слова, означавшего "Приведение в порядок".

Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и проявлением уровня ей физических качеств.

Под способом тактики понимают определенные организованные действия спортсмена и команды, выражающиеся в применении различных систем, комбинаций и приёмов (контрприёмов).

Форма тактики - это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (в спортивных играх -быстрый прорыв, позиционное нападение) или защиты. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику (бег "из-за спины". Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

Тактическая подготовка сводится к планомерному, систематическому и рациональному использованию техники для решения конкретных спортивных задач.

Обучение спортивной тактике следует вести в органической связи с овладением техникой спортивного упражнения. Путь к этому -постоянное усложнение ситуаций, характерных для избранного вида спорта, развитые способности действовать осознанно в самых сложных условиях спортивной борьбы, сохраняя контроль за выполняемыми движениями.
^ Морально-волевая подготовка (нравственная) физическая культура и спорт имеют большие возможности для осуществления нравственного воспитания. Мораль, нравственность - это совокупность норм и правил поведения, их проявления в поступках и деятельности человека.

В воспитательной работе со студентами-спортсменами необходимо умело сочетать задачи воспитания с задачами, вытекающими из специфики спортивной деятельности.

Недостаточное внимание к вопросам морального воспитания на занятиях физическими упражнениями и спортом может способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство и т.д.). Необходимо с детства воспитывать любовь и уважение к людям, спорту, чувство спортивной чести, стремление к совершенствованию мастерства, не из-за наград или материального поощрения.

Одним из важных аспектов нравственного воспитания является формирование нравственного сознания. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете определяют поведение и поступки человека и спортсмена в том числе.

Наряду с формированием нравственного сознания в процессе воспитательной работы большую роль играет воспитание у спортсменов нравственных чувств. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению, при этом важной задачей является воспитание морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, коллективизма, чувства долга и чести, ответственности перед командой, коллективом, Родиной.

Учебно-тренировочный процесс является средством воспитания через постепенное и последовательное преодоление трудностей.

При выборе средств и методов нравственного воспитания необходимо учитывать особенности психики мужчин и женщин разного возраста, их склонности и интересы. Необходимо, чтобы разъяснения и убеждения были доходчивыми и побуждали обучающихся к самоанализу своих действий и поступков.

Важными условиями решения этих задач является хорошая организация и проведение занятий по физическому воспитанию, высокая требовательность к занимающимся и личный пример педагога-тренера.

Под волей понимают сложное психическое явление или психическую деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями и телом для достижения поставленной цели. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей. Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные.

Субъективные зависят от особенностей личности (характер, темперамент и так далее). Чаще проявляются в отрицательных эмоциях (страх перед противником, боязнь получить травму).

Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: соблюдение установленного режима, участие во многих соревнованиях, неблагоприятная погода и др.

Основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность.

Целеустремленность - способность четко определять ближайшие и перспективные задачи и цели;

Настойчивость - стремление достичь намеченной цели;

Инициатива - предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность.

Все качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа. Поэтому волевая подготовка должна базироваться на формировании нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей (ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.).

При развитии волевых качеств необходимо учитывать особенности избранного вами вида спорта развивать волевые качества необходимо планомерно с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей.
^ Понятие о психологической подготовке.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Патологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть спортивно-психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта и для обучения приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения.

Общая психологичесакая подготовка осуществляется в процессе тренировок параллельно с технической и тактической подготовкой.

Спортивно-психологическая подготовка направлена, главным образом, на формирование психической готовности к участию в конкретном соревновании. Она делится на раннюю (примерно за месяц до соревнований) и непосредственную (перед выступлением и в течении его). Ранняя предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований (уровень тренированности, программа действий, моделирование противника, совершенствование воли и т.д.). Непосредственная психическая подготовка включает: психический настрой и управление психическим состоянием, (интеллектуальную настройку на выступление).

Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий. Устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых).

Регулирование эмоционального возбуждения спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия.

К числу приемов относят, в первую очередь, словесные воздействия (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), которые рекомендуется проводить за несколько дней до соревнований. В день соревнования это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

Используются также "тонизирующие" движения; произвольная регуляция дыхания, массаж и самомассаж; воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела.

Из психопрофилактических методов влияния применяются прежде всего аутогенная тренировка , эффективность которой обусловлена психофизиологическими изменениями центральной нервной системой человека, возвышенным самовнушением. Первые изменения происходят при расслаблении скелета мышц, что рефлекторно приводит к психическому расслаблению, успокоению. Расслабление скелетных мышц рефлекторно расширяют гладкие мышцы внутренних органов, что тоже оказывает успокаивающее действие. Аутотренинг содержит целую систему самовнушений. Приемы аутотренинга основаны на внушении и убеждении.

Важную роль при аутотренинге играет изменение высшей нервной деятельности: наступление неполного торможения так называемое аутогенное погружение, которое отличается от гипнотического торможения как методикой проведения, так и состоянием центральной нервной системой.
^ Особенности планирования периодов тренировок
Целевое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный период отдыха за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок.

Периоды подготовки подразделяются на подготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного - увеличивается. Основная направленность подготовительного периода - создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка - повышение уровня функциональных возможностей организма, разносторонне развитие физических качеств. Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах.

В любом тренировочном цикле необходимо чередовать занятия с различными задачами, средствами, методами и нагрузками. Тренировка планируется по дням на основе недельного цикла.

В недельном цикле целесообразно планировать занятия в такой последовательности:


  1. изучение и совершенствование техники;

  2. воспитание быстроты;

  3. воспитание силы;

  4. развитие выносливости;

  5. поддержание общей работоспособности к тренированности или активный отдых.
При построении тренировочных циклов основная направленность занятия может повторяться несколько раз (например, развитие быстроты у спринтеров).

В тренировочном цикле изменять нагрузку от одного микроцикла к другому следует волнообразно, чередуя микроциклы с более низкой нагрузкой или активным отдыхом.

Определяющим условием эффективности тренировки и успеха в спортивных соревнованиях является круглогодичность подготовки спортсменов. Круглогодичная тренировка требует правильного планирования. Для этого используется, в первую очередь, так называемая, периодизация-деление круглогодичной тренировки на периоды и этапы.

Все этапы, сочетаемые в определенном порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящей из трех периодов:

Подготовительного, соревновательного и переходного (заключительного).

Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году.

Продолжительность подготовительного периода может достигать от 2 до 5 месяцев. В этот период решаются следующие основные задачи:

А) приобретение и улучшение общефизической подготовленности;

Б) дальнейшее воспитание силы, быстроты, выносливости и других психологических качеств, применительно к избранному виду спорта;

В) улучшение морально-волевых качеств;

Г) повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены и самоконтроля.

Д) овладение техникой и совершенствование в ней;

Е) ознакомление с элементами тактики;

В соревновательный период тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов. Основными задачами тренировок в этот период являются:

А) дальнейшее повышение уровня развития физических и морально-волевых качеств;

Б) совершенствование и закрепление спортивной техники;

В) овладение тактикой и приобретение опыта участия в соревнованиях;

Г) повышение уровня теоретической подготовленности.

Соревновательный период делится на два этапа: первый - ранний соревновательный и второй - этап основных соревнований.

Заключительный (переходной период тренировки) период имеет цель подвести спортсмена к началу занятий в новом году полностью отдохнувшим, здоровым, не сниженным уровнем физической и технической подготовленности. Отдых спортсмена должен быть активным с изменением форм, средств и методов тренировочных упражнений (переход к другим видам спорта).

Тренировочный процесс должен быть не только круглогодичным, но и многолетним, с регулярными тренировочными занятиями и систематическим участием в соревнованиях.

В многолетнем плане указывается число занятий в течение каждого года, число соревнований, объем упражнении, направленных на обеспечение технической и физической подготовленности. Многолетний план высококвалифицированного спортсмена чаще всего составляется на четырехлетие - от одних Олимпийских игр до других.
^ Организация занятий
Основной организационной формой тренировочного процесса для всех спортсменов является групповое и индивидуальное занятие продолжительностью от 1 до 5 часов. В спортивных секциях до 2 часов.

Основные тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме. Занятие состоит из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной) или из трех частей (разминка, основная, заключительная).

Для групповых занятий, особенно в подготовительном периоде, характерен вариант из четырех частей. Вариант из трех частей чаще используется для спортсменов высших разрядов, особенно в соревновательном периоде.

Задачи частей занятия:

1. Вводная - организационная - построение, рапорт, проверка посещаемости, объяснение задач и содержание урока, строевые упражнения, повороты

Общая продолжительность вводной части 3-10 минут.

2.^ Подготовительная (разминка) - разогревание занимающихся, подготовка к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, общая и специальная физическая подготовка.

Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 минут.

3. Основная - повышение у занимающихся уровня всесторонней физической и специальной подготовки, обучение спортивной технике и тактике, воспитание моральных и волевых качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), привитие навыков и умения самостоятельного выполнения заданий.

4. Заключительная - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному. Продолжительность его до 10 минут.

Важное значение для повышения уровня тренированности имеют физические упражнения, выполняемые на дополнительных тренировочных занятиях по заданию тренера дома. Продолжительность таких занятий в виде утренней зарядки или утренней тренировки могут быть 30-60 минут.

К дополнительным тренировочным занятиям относятся, кроме утренней зарядки, кроссы, ходьба на лыжах, игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, которыми спортсмены-студенты занимаются в свободное время.

Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания

2. Зимкин Н.В. Физиология человека

3. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль

Основной единицей процесса физического воспитания в вузе является – учебно-тренировочное занятие такое занятие, в котором сочетается примерно в равной пропорции обучение различным двигательным действиям и воспитание физических способностей занимающихся. Хорошие результаты учебного процесса обеспечиваются, прежде всего, умелой разработкой содержания такого занятия и правильной последовательностью решения его педагогических задач.

Структура и направленность учебно-тренировочного занятия

Последовательность решения задач раскрывается в общих правилах, обязательных для построения (структуры) занятия. Структурой определяется:

Количество частей занятия;

Их назначение и содержание;

Последовательность этих частей;

Их продолжительность.

Общая структура учебного занятия по физкультуре имеет три части:

Подготовительную;

Основную;

Заключительную.

Любое учебное занятие имеет определенную цель, выраженную основными педагогическими задачами, а построение этого занятия должно обеспечить оптимальные условия для их решения. Главной в занятии является основная часть, где решаются основные задачи данного занятия. Решение основных задач занятия по физкультуре связано с преодолением ряда трудностей и зависит от хорошей подготовленности организма занимающихся к исполнению двигательных действий. Функционирование двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем должно быть координировано. Необходимая подготовка организма к такой деятельности обеспечивается на подготовительной части занятия. Решение главных задач занятия нередко связано со значительным напряжением и необходимостью продолжать действия, несмотря на утомления. Плавный переход от работы высокой интенсивности к деятельности небольшой интенсивности осуществляется организацией активного отдыха и подведением итогов занятия – все это выполняется в заключительной части занятия.

Основные задачи подготовительной части занятия:


  • Необходимо сконцентрировать внимание занимающихся.

  • Создать бодрое настроение и положительную мотивацию для занятия.

  • Организовать и разместить группу учащихся для проведения занятия.

  • Повысить функции внутренних органов и подготовить двигательный аппарат к работе.
Содержание учебного материала, используемого в этой части занятия разнообразно и зависит от условий проведения занятия (в помещении или на открытом воздухе и т.д.) и от особенностей группы.

В подготовительной части используются:


  • строевые упражнения;

  • ходьба и бег небольшой интенсивности;

  • упражнения на внимание;

  • подвижные игры;

  • танцевальные шаги;

  • упражнения спортивной направленности (общеразвивающие упражнения).

Основная часть


  • Решает оздоровительные задачи (развитие мускулатуры, формирование правильной осанки и т.д.).

  • Задачи совершенствования общей координации движений.

  • Задачи овладения двигательными навыками, знаниями и умениями.

  • Задачи развития двигательных и волевых качеств.

  • Задачи подготовки занимающихся к исполнению упражнений с большой интенсивностью в разнообразных условиях занятия.
Содержание учебного материала, используемого в основной части занятия это: основные упражнения видов спорта, гимнастики и игр; общеразвивающие упражнения; специально подготовительные упражнения; подводящие упражнения; упражнения в расслаблении .

Заключительная часть


Правильно завершить занятие – это значит создать благоприятные условия для более быстрого протекания процессов восстановления в организме занимающихся и подвести итоги занятия. Уровень нагрузки необходимо снижать постепенно. После основной части занятия у занимающихся наблюдается значительное нервное возбуждение, повышение частоты пульса по отношению к исходному, учащенное дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу занимающихся, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху. Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие учащихся, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем .

В заключительной части используются : упражнения динамического характера небольшой и средней интенсивности; медленная ходьба; спокойные игры; упражнения в расслаблении; упражнения на внимание; танцевальные шаги; упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.

Занятие заканчивается разбором проделанной работы, подведением итогов и постановкой задач на дальнейшие занятия.

Продолжительность частей урока неодинакова. В 45-минутном занятии продолжительность подготовительной части колеблется в пределах 7-10 минут, основная часть продолжается 25-30 мин., а заключительная не превышает 4-6 мин. С увеличением общей продолжительности всего учебного занятия (60, 90, 120 мин. и более) соответственно увеличивается время на основную часть.

Дозировка нагрузки на учебных занятиях по физическому воспитанию .

В распоряжении преподавателя имеется несколько способов определения и регулирования нагрузки занятия:


  • Подсчет пульса занимающимися, для определения нагрузки. Установлено, что между учащением пульса и увеличением кровяного давления существует прямая зависимость. Это позволяет считать подсчет пульса способом определения нагрузки отдельных упражнений и характера ее нарастания на занятии.

  • Плотность занятия . Многообразие педагогических задач, которые необходимо решать на занятиях, обязывает рационально относиться к каждой минуте учебного времени. Плотность занятия выражается в процентах, которые указывают на отношение времени, затраченного рационально, по отношению к общей продолжительности всего занятия.

  • Дозировка физических упражнений достигается за счет регулирования темпа, частоты движений, продолжительности выполнения упражнений, изменения исходного положения, изменения амплитуды движений.
Зоны и интенсивность физических нагрузок. В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физической подготовки, одним из – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются:

с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.п.);

с другой – величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и т.д.).


Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые к «внутренней». И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физической подготовки. Между внешней и внутренней сторонами нагрузки, при относительно одинаковом исходном состоянии организма, существует определенная соразмерность: чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме . По мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с внешней стороны становится постепенно все меньшей с внутренней стороны, поскольку происходит адаптация к ней.

Существенными понятиями, характеризующими физическую нагрузку, являются – объем и интенсивность. Объем не что иное, как внешние признаки нагрузки, а интенсивность – внутренние.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Внешние признаки физической нагрузки достаточно точно могут быть измерены объективными показателями выполненной работы (м; км; кг; количество повторений; время работы и т.п.). Однако достаточно сложно, в прямую, говорить о внутренних признаках , так как физиологические процессы сложны и многообразны. Наиболее часто используемым показателем интенсивности нагрузки является измерение динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС; пульс). Классификация данного показателя представлена в Таблице 3.

Осуществляя контроль за физической нагрузкой по степени ее интенсивности, по методу контроля по ЧСС, следует помнить, что применение высоких и максимальных нагрузок возможно только после достаточного количества тренировок со слабыми и средними нагрузками.

В настоящее время существует следующая классификация интенсивности физической нагрузки:


Для оценки внутренних признаков физической нагрузки возможно использование и субъективных критериев, часто используемых в практике занятий (настроение, усталость, боли в мышцах и др .)

Целесообразное использование нагрузок в процессе физической подготовки непрерывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Данные показатели будут рассмотрены в других лекциях.

В третьей тренировочной зоне (более 180 уд./мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты.

Контрольные вопросы

Виды тренировочных занятий

Тренировка, проводимая по одному методу и в равной нагрузке, является не более чем гимнастикой.

Масутацу Ояма

Различают следующие виды тренировочных занятий: общефизическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), тренировка техники, тактико-техническая тренировка.

Вне зависимости от вида каждое тренировочное занятие начинается с разминки. Необходимость разминки обуславливается прежде всего тем, что человеческие органы и системы обладают известной инертностью и не сразу начинают действовать на должном уровне. При этом для каждого органа и системы человека требуется специфическая, как по интенсивности, так и по продолжительности, разминка.

Цель разминки заключается в том, чтобы, во-первых, «разогреть» мышцы (большинство травм на занятиях по каратэ происходит из-за того, что мышцы были недостаточно разогреты перед отработкой технических действий), а во-вторых, настроить организм на предстоящую работу.

Поэтому в разминке обычно используется целый комплекс упражнений, направленных на всестороннюю подготовку организма (сердечно-сосудистой, двигательной, мышечной системы) к предстоящей деятельности, в результате чего отрабатываемые на тренировочном занятии приемы и действия выполняются с большей быстротой, ловкостью и силой и с меньшим временем двигательной реакции.

Разминка включает ходьбу, бег, разнообразные упражнения на месте и в движении, которые предназначены для разогревания мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Начинают разминку, как правило, с головы, затем переходят к плечевому поясу, предплечьям, кистям, туловищу, тазовому поясу и ногам, прорабатывая все группы мышц и постепенно повышая интенсивность выполнения упражнений.

При проведении разминки целесообразно подбирать разнообразные комплексы упражнений, для того чтобы ученики могли почувствовать на себе влияние тех или иных упражнений на различные группы мышц и затем могли бы самостоятельно использовать наиболее эффективные упражнения для подготовки организма к предстоящей работе на занятиях.

Из книги Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов автора Петухов Андрей Владимирович

Глава 1 Основополагающие факторы успешного проведения учебно-тренировочных занятий Вернемся в нашу футбольную действительность. Речь пойдет о программе для спортивных школ. Программа… А ведь это основной документ, который регламентирует построение учебного процесса.

Из книги Силовой тренинг рук. Часть I. Теоретические основы. Развитие силы бицепсов автора Филаретов Петр Геннадьевич

2.8.4.ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ТВО) и МСТА. В основном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы бицепсов с одновременным использованием в тренировочном процессе баллистико – изометрико –

Из книги Силовой тренинг рук. Часть II. Развитие силы трицепсов автора Филаретов Петр Геннадьевич

3.7.6.ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ДВО) и МСТА В третьем подготовительном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы трицепсов с использованием в тренировочном процессе негативно

Из книги Силовой тренинг рук. Часть III. Развитие силы предплечий автора Филаретов Петр Геннадьевич

3.8.4.ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ТВО) и МСТА В основном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы трицепсов с одновременным использованием в тренировочном процессе баллистико – изометрико –

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

4.6.4. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ОВО) и МСТА В первом блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с использованием в тренировочном процессе баллистического принципа

Из книги Против лома – есть приемы! автора Филаретов Петр Геннадьевич

4.6.5.ВЫПОЛНЕНИЕ ВТОРОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ОВО) и МСТА Во втором блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с использованием в тренировочном процессе изометрического принципа

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

4.6.6.ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ОВО) и МСТА В третьем блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с использованием в тренировочном процессе негативного принципа

Из книги С самого начала (путь тренера) автора Головихин Евгений Васильевич

4.7.5.ВЫПОЛНЕНИЕ ВТОРОГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ДВО) и МСТА Во втором подготовительном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с использованием в тренировочном процессе

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

4.7.6. ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ(ДВО) и МСТА В третьем подготовительном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с использованием в тренировочном процессе

Из книги автора

4.8.4. ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОГО БЛОКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МПСТ (ТВО) и МСТА В основном блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для развития силы предплечий с одновременным использованием в тренировочном процессе баллистико – изометрико –

Из книги автора

Из книги автора

2.7. Выполнение основоного блока тренировочных занятий с применением МПСТ (ОВО) и МСТА В первом блоке нам необходимо выполнить тридцать силовых упражнений для сгибания металлического лома шестигранного сечения диаметром 22 мм и длиной 125 см до угла 45 градусов с

Из книги автора

Плавательная тренировка, виды тренировочных нагрузок Для того чтобы успешно пройти плавательный этап в олимпийском триатлоне, недостаточно много плавать в бассейне или в открытой воде, пусть даже и с хорошей техникой. Плавать нужно уметь быстро. Но и это еще не все. Вам

Из книги автора

Глава 7. Проведение тренировочных занятий Первое занятие, за ним второе и начался учебный год, сезон, пошла спортивная карьера. Прочитав главы об адаптации мышечных тканей, об энергообеспечение мышечной деятельности можем обосновано поговорить по набору упражнений, их

Из книги автора

Параграф 17. Режим тренировочных занятий На первом этапе, когда юные спортсмены начали постигать первые навыки учебы, общения, дисциплины занятия целесообразно проводить не менее трех раз в неделю. Продолжительность тренировки 40–50 минут. Через месяц можете увеличить

Из книги автора

4.3.4. ПРИМЕРЫ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (в соответствии с «Планом-графиком»)ЗАНЯТИЕ № 1(по варианту «Б»)1. Разминка 20 минут: медленный бег в чередовании с ходьбой на 1 км и выполнением общеразвивающих упражнений в движении из комплекса для разминки;

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы. Современное состояние вопроса о тренировке является довольно противоречивым. С одной стороны, тренеры и спортсмены знают, как спланировать отдельную тренировку в своем виде спорта. С другой стороны, подходы к тренировке и системы подготовки постоянно меняются и улучшаются. В итоге сама тренировка также меняется. Некоторые тренеры достигают мастерства в этом творческом процессе, однако часто они не могут (или не хотят) объяснить, как они соединили эти компоненты в одно удивительное целое. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить самые существенные общие подходы к планированию тренировочного занятия.

1.1. ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Этот раздел представляет три практически важные классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: (1) организацию, (2) задачи и (3) уровень нагрузки.

1.1.1. Классификация тренировок по форме организации

Множество возможных организационных форм, используемых в мировой тренировочной практике, можно объединить в три основные группы, которые представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тренировок по форме их организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная, выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Как видно из табл. 1.1, каждая организационная форма и соответствующий ей тип тренировки имеют свои преимущества, а также специфику и ограничения. Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах. Более того, в некоторых видах спорта типа фигурного катания, индивидуальные тренировки формируют почти всю программу подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако даже в командных видах спорта индивидуальные тренировочные занятия вносят определенный вклад в программу подготовки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее с шайбой и др. предсезонная подготовка игроков мирового класса находится в зоне их личной ответственности. Звезды мирового класса должны привлекать свои собственные средства, договариваться о помощи тренера и составлять расписания тренировок, обычно индивидуальных.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет проходил месячный специализированный цикл подготовки вне сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализирововшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых тренером и частично - самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила спортсмену поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами.

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда». Автор Анибал Массэйни Нету , Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким знаменитым.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

1.1.2. Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Спортивная практика требует дифференциации тренировок по типу наиболее распространенных задач. Классификация, основанная на систематизации задач, решаемых в процессе тренировки, представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация тренировок, основанная на задачах тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или

технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное реше­ние различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Нужно подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует значительной мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Таким образом, этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики. Еще одна функция этих тренировок -соединение тактических и технических навыков, что является чрезвычайно важным для успешного выполнения соревновательного упражнения. Частично тактические тренировки можно проводить в классе как часть теоретической и интеллектуальной подготовки. Однако основная часть такой работы должна планироваться и тщательно осуществляться в специфических по виду спорта условиях, когда частично могут быть смоделированы напряженные соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физиче­ских и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, находящимся в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Так, широко распространенный подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Такие тренировочные средства комбинированного двухстороннего эффекта называют сопряженными упражнениями. Обычно такое соединение обеспечивается при выполнении упражнений в условиях, искусственно снижающих скорость передвижения или увеличивающих ее (Маглиско , 1992).

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и особенно популярны в циклических локомоциях типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, акаде­мической гребли и др. Обычно эти упражнения направлены на совершенствование навыка при­ложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и уве­личивающегося уровня мышечной выносливости. Вариант с использованием условий, искусственно снижающих скорость передвижения, может быть реализован с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передви­жения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких тренировок - это совершен­ствование специфического по виду спорта технического навыка скоростного перемещения, а также рост максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

1.1.3. Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Табл. 1.3, основанная на такой классификации Зациорского (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 - самой большой.

Таблица 1.3

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки(по Зациорскому , 1995; в редакции Иссурина , 2003)

Цель тренировки

Уровень тренировочной нагрузки

Время восстановления, ч

Оценка нагрузки, ранг

Развитие

Предельный

Существенный

Поддержание

Восстановление

Небольшой

Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга (, 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки, - табл. 1.4.

Таблица 1.4

Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга (, 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)

Уровень индивидуального восприятия нагрузки

Словесная оценка нагрузки

Тип тренировки

Очень, очень легкая

Очень легкая

Умеренная

Восстановительная

Немного тяжелая

Поддерживающая

Очень тяжелая

Очень, очень тяжелая

Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести по крайней мере два практически важных следствия:

1) уровень нарузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;

2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.

1.1.4. Ключевые тренировки как решающее звено развивающего тренировочного процесса

Концепция блоковой периодизации обращает особое внимание на планирование тренировочного процесса путем подбора серии из нескольких тренировок. Принцип высокой концентрации требует, чтобы тренировочная нагрузка фокусировалась на минимальном количестве качеств-мишеней. В отличие от традиционного подхода, где важнейшее значение имеют общие объемы выполненных упражнений, концепция блоковой периодизации провозглашает абсолютный приоритет «общего количества развивающих тренировок» как ключевой характеристики.

Пример. Высококвалифицированный каноист должен развить базовую аэробную выносливость. Для этой цели он должен выполнять еженедельно 40-45-километровый объем упражнений на уровне, близком к анаэробному порогу. В соответствии с традиционным подходом этот километраж может быть разделен на девять тренировок, в которых будет скомбинирован с упражнениями другой направленности (на анаэробную гликолитическую выносливость, силовую выносливость, максимальную скорость и т.д.). Спортсмен, выполняющий такую программу, будет постоянно утомлен, а тренировочный эффект будет меняться от небольшого до незначительного. Концепция блоковой периодизации требует концентрации на упражнениях, направленных на качества-мишени, главным образом, в рамках трех-четырех развивающих тренировок, которые не могут комбинироваться ни с какими анаэробными гликолитическими задачами. Спортсмены будут иногда (но не всегда) чувствовать себя утомленными после напряженных развивающих тренировок, а тренировочный эффект будет более благоприятным.

Согласно концепции блоковой периодизации, качество тренировочного процесса жестко определено количеством и последовательностью развивающих тренировок. Более того, некоторые из них должны быть ударными, а их место должно быть четко задано при планировании. Самые важные развивающие тренировки, которые сосредоточены на текущих главных направлениях тренировочного процесса, называются ключевыми тренировками.

В течение долгого времени ведущие тренеры отбирали и выделяли некоторые тренировочные занятия, которые формируют пики соответствующих тренировочных циклов и концентрируются на самых важных задачах и рабочих нагрузках. Такие пиковые тренировки, названные выше ключевыми, также требуют от спортсменов интеллектуальной и эмоциональной концентрации и готовности работать более напряженно, чем обычно.

Пример. Тим Ноукс (1991), всемирно известный спортивный физиолог, сформулировал некоторые правила тренировки, основанные на опыте великих бегунов на средние и длинные дистанции, таких, как Герберт Эллиотт , Рон Кларк и Фрэнк Шортер . Первое правило: «Чередуйте напряженные и легкие тренировочные дни». Это очень близко к тренерской концепции ключевой тренировки, которую можно выразить так: «Чередуйте особенно напряженные тренировки с менее напряженными и легкими».

Вот почему принцип концентрации рабочей нагрузки, постулированный в концепции блоковой периодизации в целом, должен также применяться и для серии нескольких тренировочных занятий. Основные особенности ключевой тренировки представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Основные характеристики и особенности ключевых тренировок

Основные характеристики

Особенности

Нагрузка в тренировочном цикле воздействует на наиболее важные качества-мишени, обычно одна цель соответствует двигательной подготовленности, а другая - технической или тактической

Интеллектуальный фактор

Спортсмены должны быть особенно мотивированы к выполнению той тренировочной нагрузки, которая определяет эффект всей программы тренировки

Время воздействия

Ключевая тренировка планируется для выполнения в «наилучшее время»: когда спортсмены уже подверглись влиянию предыдущих нагрузок, но все еще не чрезмерно утомлены

Уровень нагрузки

В соответствии с требованиями развивающей тренировки: значительный, большой или предельный

Организационные формы

Сотрудничество внутри группы и дух товарищества особенно желательны

Контроль

Всесторонняя и объективная регистрация значимой информации (с использованием таких инструментов, как хронометры, мониторы ЧСС и лактата крови, видео...) или использование визуальных признаков и педагогической оценки

Как видно из табл. 1.5, ключевые тренировки требуют особого внимания в плане методологического обеспечения, организации и психологии. Эти тренировочные занятия должны содержать самые эффективные и показательные упражнения; очень часто их результаты можно использовать для контроля за тренировочным процессом и для оценки рабочего потенциала спортсменов.

Не рекомендуется включать в ключевые тренировки неизвестные средства или создавать абсолютно новые условия, которые требуют предварительного опробования. Спортсмены должны сосредоточиться на качестве своей работы; новые средства и условия тренировки могут отвлечь внимание спортсменов от специфических деталей выполняемой нагрузки и уменьшить уровень их мотивации. Все требования, предъявляемые к выполняемой работе, организационные детали и условия должны быть четко объяснены до начала тренировочного занятия. Изложенное верно для любой тренировки, но особенно важно для ключевой.

2.2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ

Несмотря на разнообразие и специфику различных видов спорта, существуют общие правила того, как должно строиться любое отдельное тренировочное занятие. Знания о структуре тренировки принадлежат к наиболее комплексному разделу теории тренировки, который все тренеры начинают изучать в процессе приобретения личного опыта с начала собственной спортивной карьеры. Действительно, каждый знает, что отдельная тренировка состоит из вводной части (разминки), основной (в которой выполняются запланированные нагрузки) и заключительной. Эта общая структура подходит ко всем возможным комбинациям организационных форм и упражнений и описана многими авторами. Однако прогресс спортивной науки и практики привел к более полному пониманию фактов, которые когда-то казались очень простыми, а теперь представляются многозначными. Таким образом, сущность и содержание каждого компонента тренировки теперь могут быть рассмотрены под более широким углом зрения.

2.2.1. Разминка

Великий новозеландский тренер Артур Лидьярд включил главу, посвященную разминке, в свою книгу, которую он написал вместе с Гартом Джилмуром (2000). В ней он отметил, что однажды после лекции всемирно известного австралийского тренера Перси Сиратти , который работал с многократным рекордсменом мира и олимпийским чемпионом в беге Гербертом Эллиоттом , спросили о роли разминки. Авторитетный тренер ответил, что кролики не разминаются, но могут бежать «как сам дьявол». Тренер из колледжа Абилина , который задал вопрос, не назвав своего имени, отнесся к такому ответу критически и провел специальное исследование.

Результаты исследования. Тренер из Абилина нашел место обитания кролика и снял его поведение перед началом бега. Когда кролик вылез из норки, он осмотрелся вокруг (поворачивая голову, напрягая и растягивая мышцы шеи и спины) и пробежался несколько раз вперед и назад. После этого он побежал через поле. Таким образом, кролик действительно выполнил разминку, хотя и не такую серьезную, как бегуны-люди (Лидьярд и Джилмур , 2000).

Было бы справедливым сказать, что в настоящее время очень немногие тренеры или спортсмены все еще сомневаются в необходимости разминки. Однако требуются данные об эффективных разминочных моделях и сочетаниях. Здесь, как это обычно бывает в тренировке высококвалифицированных спортсменов, существуют два главных подхода: собрать опыт использования разминочных моделей со всего мира и рассмотреть результаты тщательно выполненных исследований. Второй подход может быть проиллюстрирован результатами долгосрочного исследования, проведенного на спортсменах высокого уровня.

Результаты исследования. Двенадцать футбольных команд национального дивизиона (180 игроков) были разделены на две группы. Первая использовала модифицированную тренировочную программу, в которой вводная и заключительная части тренировок тщательно планировались на основе результатов предыдущих исследований: упражнения с мячом объединялись с программой на растяжку; заключительная часть тренировки состояла из бега трусцой и стретчинга (техника удержания - расслабления). Подготовка контролировалась врачами и физиотерапевтами. Вторая группа состояла из шести команд, которые тренировались традиционно и служили контрольной группой. Результаты шести месяцев тренировок показали весьма существенное превосходство спортсменов, выполнявших модифицированную программу подготовки (рис. 1.1). Отмечено сокращение количества травм (в 4 раза) и значительное уменьшение количества пропущенных из-за повреждений опорно-двигательного аппарата тренировок (Экстранд и др., 1983).

Вышеупомянутое исследование можно считать нетипичным, потому что оно включает комплексный эффект выполнения вводной и заключительной частей тренировки, а также медицинский контроль. Обычно научный подход подразумевает изучение отдельных эффектов нескольких факторов и анализ того, что они могут дать практике.

Например:

включение упражнений на растяжку в разминку увеличивает диапазон движений нижних конечностей футболистов (Моллер и др., 1985);

активная разминка без растяжки не влияет на гибкость и поэтому является неподходящей (Заказ и др., 2006);

предшествующее выполнение интенсивного упражнения существенно стимулирует аэробный метаболизм в работающих мышцах во время последующей напряженной работы (Бангсбо и др., 2001).

С другой стороны, опыт передовой спортивной практики остается очень ценным источником знания того, как организовать разминку в любом виде спорта.

Рис. 1.1 . Предупреждение травм у футболистов в результате применения модифицированной тренировочной программы, сфокусированной на вводной и заключительной частях тренировки (по Экстранду и др., 1983)

Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку (табл. 1.6). Конечно, регулирование метаболических процессов должно быть специфическим по виду спорта; однако это не значит, что функция разминки важна для бегунов и не важна, например, для стрелков. На самом деле изменения температуры тела и уровня энергообеспечения абсолютно необходимы для последующей серьезной работы, даже если характер и содержание этой работы являются специфическими для разных видов спорта. Нужно также упомянуть важную роль регулирования метаболических процессов в предотвращении повреждений опорно-двигательного аппарата. В интервью на различных спортивных состязаниях выдающиеся тренеры рассказывают, что по крайней мере половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность выполнения последующих нагрузок в основной части тренировки.

Точно так же техническое и координационное врабатывание является обязательной функцией разминки в любом виде спорта; ее роль в предотвращении травм у спортсменов будет рассмотрена ниже подробно. Третья функция разминки также существенна, она особенно важна в видах спорта, где интеллектуальные и позна­вательные компоненты играют ведущую роль, типа игровых видов, единоборств, а также при приобретении новых технических навыков и т.д.

Таблица 1.6

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами (по Де Врайсу , 1986; Мак Ардлю , Кэчу и Кэчу , 1991; Пауэрсу и Хаули , 1994)

Ожидаемые эффекты

Регулирование метаболических процессов

Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое и координационное врабатывание

Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Разминка в любом виде спорта подразделяется на две части: общую и специальную, которые характеризуются соответствующим набором упражнений (табл. 1.7).

Общая часть разминки обычно начинается с постановки целей на предстоящую тренировку, и в это же время спортсмен получает самые существенные инструкции о деталях выполнения нагрузки и организации тренировочного занятия. Спортсмены высокой квалификации обычно разминаются по-своему, выполняя собственную комбинацию упражнений. Однако иногда требуется акцентирование некоторых деталей общепринятой схемы вводной части тренировки, например: пролонгирование общей части в случае низкой температуры окружающей среды (проще говоря, замерзшие спортсмены нуждаются в более долгой разминке, чтобы согреться); включение дополнительных упражнений из-за предшествовавших травм мышц или суставов; более осторожное выполнение разминочных упражнений для тех групп мышц, которые все еще болезненны после предыдущей тренировки и т.д. Признаками наступления желаемого состояния, которое должно быть вызвано выполнением этой части разминки, являются увеличенная ЧСС (до 110-130 уд./мин), потоотделение, увеличенные частота дыхания и легочная вентиляция, улучшенное общее состояние организма. Общая часть разминки обычно длится 8-15 мин.

Таблица 1.7

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности

Часть разминки

Особенности

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); калистеника - различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8-15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта упражнения, воздействующие на преобладающие метаболические системы и технические (и/или технико-тактические) навыки, которые будут задействованы в основной части тренировки

Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10-20 мин

Начальная часть разминки обычно должна включать несколько упражнений низ­кой и средней интенсивности, чтобы усилить кровообращение, увеличить темпера­туру тела и облегчить процессы окисления в работающих мышцах. Общепризнанно, что согретые мышцы и соединительные ткани легче удлиняются и положительно реагируют на растяжение. Поэтому следующий шаг включает упражнения на рас­тяжку, в которых активная динамическая составляющая (скручивания, круговые движения рук и верхней части туловища и т.д.) предшествует пассивной. Обще­принятая схема вводной части тренировки продолжается силовыми упражнениями с умеренными усилиями, обычно выполняемыми без отягощений, хотя могут ис­пользоваться и упражнения с сопротивлением партнера.

Специальная часть разминки посвящена специфическим по виду спорта метаболическим и/или техническим особенностям предстоящей тренировки. Специально подобранные упражнения должны активизировать координационные механизмы, необходимые для выполнения технических действий, используемых в основной части тренировки. Кроме того, эти упражнения должны помочь усилить интеллектуальную готовность для решения последующих двигательных задач более высокой сложности. С этой точки зрения эти упражнения важны для предотвращения неудач при выполнении координационно очень сложных упражнений, то есть они вносят свой вклад в предупреждение травм.

Несмотря на разнообразие возможных вариантов разминки, существуют два альтернативных, используемых креативными тренерами в различных видах спорта (табл. 1.8).

Наиболее часто используемый вариант - стандартная специальная разминка, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности. Такая разминка является частью обычной работы; не требует никакой дополнительной мотивации, может быть легко организована и обычно длится 8-15 мин. Высококвалифицированные спортсмены обычно имеют собственный вариант стандартной разминки и даже некоторое количество других вариантов для разных спортивных дисциплин.

Таблица 1.8

Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения специальной части разминки

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие соревновательные, или другие нестандартные, включающие относительно новые или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настройка на выполнение необычной двигательной программы

Пример. Тяжелоатлеты выполняют индивидуальные стандартные специальные разминки перед рывком и перед толчком (они разные). Содержание и продолжительность этих вариантов подбираются спортсменом и тренером индивидуально. Точно так же гимнасты используют нуж­ный вариант специальной разминки для каждой гимнастической дисциплины (упражнений на кольцах, вольных, прыжков, упражнений на брусьях и т.д.) Разумеется, относительно постоянное содержание и продолжительность этих разминок меняются в зависимости от внешних факторов (температуры, влажности и т.д.) и внутреннего состояния (усталости, предшествующей травмы, уровня тревожности и т.д.).

Специфическая специальная разминка обычно отражает необычный характер последующей работы. Это может быть специально организованная контрольная тренировка, в которой создается псевдосоревновательная ситуация. То есть вы­полняется модифицированная соответствующая спортивной дисциплине размин­ка. Особенной ключевой тренировке также может предшествовать специфическая вводная часть, которая должна отразить исключительный характер этого трениро­вочного занятия. Точно так же перед необычными событиями, подобными местным праздникам, публичным презентациям и т.д., может использоваться специфическая разминка. Следует заметить, что частое использование специфической разминки ведет к утрате ее необычности и уменьшает ее стимулирующий эффект.

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенностями, технической и тактической подготовленностью занимающихся, периодом и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для всех видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типовая структура занятий.
Учебно-тренировочное занятие. На учебно-тренировочных занятиях спортсмены приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки.

В основном учебно-тренировочные занятия проводятся в группе. Группа должна быть примерно одной квалификации, (одной подготовки).

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.

Физиологическая разминка предусматривает: а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.
В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающихся, периода подготовки и направленности занятия.
В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью.

В подготовительной части нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения. Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Последовательность в упражнениях. Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения специально-подготовительные: со скакалкой, по механике передвижений, ударов, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении. В основной части занятия решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками и совершенствование их; б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.



В заключительной части организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Даются упражнения отвлекающие (на внимание, подвижные игры и др.). Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: