Правила поведения на уроках легкой атлетики. Техника безопасности на занятиях легкой атлетике. Требования безопасности во время занятий


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

К занятиям по легкой атлетике учащиеся допускаются с 1-го класса. Обязательны инструктаж по безо­пасности и медицинский осмотр. Учитель должен быть убежден, что у детей нет противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Занятия по легкой атлетике проводят на школьном стадионе (или на пришкольной спортивной площадке) и в спортивном зале.

Опасные факторы, которые могут привести к травмам:

Низкая температура воздуха, повышенная влажность воздуха, сильный зетер;

Скользкий грунт, скользкое твердое покрытие;

нахождение в зоне броска во время метания мяча, снаряда;

выполнение упражнений в беге, прыжках и метаниях без разминки, что может привести к растяже­нию, надрыву связок и мышц опорно-двигателького аппарата.

^ Типичные травмы. На занятиях по легкой атлетике возможны: растяжение связок локтевого к плечевого суставов - при метании малого мяча и гранаты; растяжение связок голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра - при беге на короткие дистанции с максимальной скоростью, прыжках в длину и в высоту с разбега; ушибы пятки при отталкивании в прыжках в высоту и в длину с разбега, воспаления надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; ослабление свода стопы.

При занятии легкоатлетическими упражнениями иногда случается «гравитационный шок» - кратковре­менная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замед­ляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Разминка. Разминку проводят с целью функциональной подготовки организма к предстоящей основной работе. Как правило, разминка состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, ускорений.

Длительность медленного бега - 2-3 мин. В жаркую погоду она сокращается, а в холодную увеличива­ется. После бега выполняют общеразвивающие упражнения в течение 6-8 мин.

Необходимо соблюдать следующие методические правила:

При разминке поочередно воздействуют на основные группы мышц (сверху вниз) и постепенно увеличивают нагрузку - потягивания; упражнения для мышц рук и плечевого пояса: упражнения для мышц ту­ловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на уроке. Уп­ражнения по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должны соответствовать особен­ностям основных упражнений.

В комплексе должно быть не менее 6-8 упражнений различной направленности; выполнять каждое упражнение 6-8 раз.

Упражнения в беге выполняют: для подготовки мышц и связок к интенсивной работе; для коррекции техники бега; для настройки на работу. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 серии.

Спортивная ходьба. В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4-5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей - это основная беда ходоков.

Бег. Перед занятием осмотреть и очистить трассу. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила:

не бегать против часовой стрелки;

Не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут);

Обгонять всегда справа;

При обгоне нельзя резко принимать влево;

Помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

В тренировочных занятиях в барьерном беге ставьте барьеры на 4-5 дорожки по прямой и на до­рожки при беге по кругу.

При беге вне стадиона надо всегда смотреть себе под ноги, чтобы вовремя увидеть помехи или неровности и избежать их. Нельзя толкать соперника или товарища (даже в шутку), особенно в лесу.

^ Прыжки в длину. В легкоатлетических прыжках в первую очередь обратите внимание на место призем­ления. В прыжках в длину и тройных прыжках яма с песком должна быть вскопана. Необходимо проверить, нет ли в песке травмоопасных предметов (стекла, щепки, камни и т. п.). Грабли и лопаты убрать подальше от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз.

Причиной травм может быть мокрый или выступающий над дорожкой брусок для отталкивания. Также опасно выполнять прыжки, если дорожка неровная, рыхлая или скользкая.

Поточные прыжки в длину при разбеге по одной дорожке или по двум дорожкам, расстояние между которыми мало, могут привести к столкновениям. Даже широкая яма с песком, позволяющая использоватъ две дорожки, не является гарантией безопасного приземления. Ученик, прыгнувший первым, может упасть в сторону и оказаться на месте приземления другого ученика, разбегающегося рядом. Параллельный разбег возможен только в случае, если достаточно велико расстояние между линиями разбега.

Прыжки надо выполнять поочередно, не мешая друг другу, нельзя перебегать дорожку разбега, когда выполняются прыжки. Не начинать разбег, пока в месте приземления находится другой прыгун. Чтобы не по­лучить травму при приземлении, научить прыгуна сначала правильно приземляться.

^ Прыжки в высоту. Если они проводятся в спортзале, правильно уложить гимнастические маты на месте приземления (толщина поролоновых матов должна соответствовать установленным нормам, маты должны плотно состыковываться друг с другом); места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими.

Иногда одновременно начинают разбег с разных сторон двое занимающихся. В полете или при приземлении они могут столкнуться. Поэтому следует регулировать порядок выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем – с другой (толчковая нога - правая).

^ Метание мячей, снарядов. Легкоатлетические метания требуют к себе особого внимания. При выполнении метаний следует неукоснительно выполнять следующие требования:

В секторе не должно быть посторонних;

В поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по направлению к метателю;

Нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот);

При метаниях группой - шеренгой (фаната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все правой рукой. Метнул и отошел назад. Если есть метающие левой рукой, они становятся на левый фланг и метают после всех поочередно слева направо. После метания последнего в шеренге все идут за снарядами.

Помните, метания самые опасные виды в легкой атлетике с точки зрения нанесения ущерба здоровью, причем другому спортсмену.

Необходимо включать в разминку упражнения для растягивания мышц и связок, активно участвующих в броске. Не проводить встречных метаний. Выполнять упражнения целесообразно в шеренге, разомкнутой на вытянутые руки, а если это невозможно, располагать группы так, чтобы между ними было достаточно большое расстояние. Строго устанавливать очередность метаний снарядов. После того как все выполнят метание, дать команду собирать снаряды.

Во избежание травм локтевого сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, фаната) проносилась над плечом, а не через сторону.

После занятия по легкой атлетике следует убрать спортивный и другой инвентарь в отведенное для хранения место, а затем тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Говоря о профилактике травматизма, следует отметить, что травмы в основном появляются из-за бес­печности самих занимающихся, но есть и моменты, которые надо обязательно учитывать.

Существует несколько групп причин возникновения травм, знание которых позволяет провести соот­ветствующие меры профилактики:

Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепен­ности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учет возрастных и половых особенно­стей, несоблюдение принципа индивидуализации, недостаточное или полное отсутствие страховки, слабая подготовка организма к предстоящей деятельности и т. п.

Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, встречное движение, слишком большое коли­чество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т.п.

Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

Неблагоприятные метеорологические условия (сильный дождь и ветер, снегопад, очень высокая или низ­кая температура воздуха).

Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача, неправильное распре­деление по группам без учета возраста, пола, физической подготовленности, преждевременное начало занятий после травмы, болезни или длительного перерыва, несоблюдение правил личной гигиены.

Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время уроков, тренировок и соревно­ваний.

Создание оптимальных условий для проведения учебного, тренировочного процесса к соревновании, постоянный контроль со стороны учителя, тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины на занятиях является основой для занятий легкой атлетикой без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов.

ИНСТРУКЦИЯ №25

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ по легкой атлетике

1. Общие требования к безопасности.


1.1. Занятия легкой атлетикой на спортивной площадке (стадионе) проводятся в сухую, теплую погоду.
1.2. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачебную помощь. Они должны знать, что во время занятий легкой атлетикой чаще всего травмы возникают при:
- падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- нахождении в зоне броска во время выполнения метаний;
- выполнении упражнений без разминки.
1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
1.5. При переходе через улицу (дорогу) обучающиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения.


2. Требования к безопасности перед началом занятий .


2.1. Перед началом занятий обучающиеся обязаны:
надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме (место приземления), проверить отсутствие на нем посторонних предметов;
протереть сухой тряпкой снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.д.);
провести разминку.
2.2. Перед выполнением метания обучающийся обязан убедиться, что в секторе для метания нет людей.


3. Требования к безопасности во время занятий .


3.1. Во время занятий обучающиеся обязаны:
при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При этом дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
бег по кругу выполнять только в направлении против часовой стрелки; во время бега во избежание столкновений исключить резкие остановки.
3.2. Во время занятий обучающимся запрещается:
выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте;
приземляться при прыжках на руки;
производить метания без разрешения учителя (тренера);
оставлять без присмотра снаряды для метания;
стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева) и находиться в зоне броска;
подбирать снаряды для метания без разрешения учителя (тренера);
подавать друг другу снаряд для метания броском;
снимать спортивную обувь и бегать босиком;
покидать спортивную площадку (стадион) без разрешения учителя.


4. Требования к безопасности после завершения занятия .


После завершения занятия обучающиеся обязаны:
убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;
снять спортивную форму и спортивную обувь;
принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


5. Требования к безопасности в особых ситуациях .


1. При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом учителю (тренеру).
2. О получении травмы в ходе занятия обучающийся должен немедленно сообщить учителю (тренеру).
3. При резком ухудшении погоды прекратить занятия и по команде учителя (тренера) вернуться в спортивный зал.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Россия, Частное образовательное учреждение

Общеобразовательная школа № 201 «Согласие»

Реферат

Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

Ученик 6 класса Нечая Дениса

Г. Екатеринбург, 2016

безопасность травматизм физический культура

Введение

2. Типичные травмы

Заключение

Список литературы

Введение

Главная задача школьного физического воспитания - повсеместно способствовать укреплению здоровья учащихся, научить их как улучшить физическую подготовленность, воспитать бодрость духа и высокие нравственные качества. На это и нацелены все занятия физическими упражнениями. На уроках физической культуры изучают элементы лёгкой атлетики, гимнастики, подвижные и спортивные игры. Такое же содержание в основном и самостоятельных занятий учащихся. И всегда, и всюду необходимо соблюдать правила безопасности.

Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:

· отрицательная температура воздуха;

· мокрый грунт (пол);

· сильный ветер;

· опавшая с деревьев листва;

· падение на скользком грунте или твердом покрытии;

· нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

· выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

1. Общие требования безопасности

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

· отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

· прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

· имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

2. Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:

· растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;

· растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;

· воспаление надкостницы большеберцовой кости;

· мышечные боли;

· ослабление свода стопы.

Иногда случается «гравитационный шок» -кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Качественно и всесторонне провести разминку . Она должна включать две части упражнений: обще подготовительную(медленный бег 2-3 минуты, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 минут) и специально подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

· последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

· упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;

· общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу :

· осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

· проводить бег только в одном направлении;

· на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

· за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15м;

· не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину.

· место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

· во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;

· подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

· дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

· необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;

· параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:

· в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

· места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

· в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога

· -левая), а затем -с другой (толчковая нога -правая);

· не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

· не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

5.На занятиях по метанию:

· не проводить встречного метания;

· строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

· команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

· перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;

· не производить метание без разрешения учителя;

· не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

· нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;

· не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;

· не передавать снаряд для метания друг другу броском.

· Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Учащийся должен:

· при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

· с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

· при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

· по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

5. Требования безопасности по окончании занятий

· под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

· организованно покинуть место проведения занятия;

· переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

· вымыть с мылом руки.

Заключение

При уделении должного внимания соблюдению правил техники тезопасности при занятиях легкой отлетикой, правильном выполнении методических и организационных указаний, хорошей постановке врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило, отсутствуют.

Список использованной литературы

1. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов./ В.Ф. Башкиров. М: Физкультура и спорт, 1987. c. 3-55.

2. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена./ А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. М: Физкультура и спорт, 1984. С. 152.

3. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом./ А.Г. Дембо. М: Медицина, 1970. е. 18-32.

4. Миронова З.С, Хайрец А.З. Профилактика и лечение спортивных травм./ З.С. Миронова, А.З. Хайрец. М: Физкультура и спорт, 1965.

5. ФранкеК. Спортивная травматология./ К. Франке. М: Медицина, 1981. c. 7-24.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины спортивных травм. Организационные мероприятия колледжа по предупреждению травматизма. Обязанности административно–хозяйственного и обслуживающего персонала, преподавателей и тренеров. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2017

    Необходимость соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, которая приведет к снижению травматизма и тревожности при выполнении физических упражнений. Правила безопасного поведения на занятиях, меры по избеганию травматичности.

    презентация , добавлен 12.02.2015

    Общие требования пожарной безопасности в школьных учреждениях. Инструкция по охране труда для учителя (преподавателя) школьного учреждения. Основные требования пожарной безопасности перед началом и во время занятий, в аварийной и предаварийной ситуации.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Изучение условий для достижения работоспособности человека, а также воздействия на человека негативных факторов среды обитания и производственной деятельности. Понятие техники и технических устройств. Требования безопасности в аварийных ситуациях ЭВМ.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Организация рабочего места электросварщика. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Меры пожарной безопасности. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт сварочного оборудования. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Условия для благоприятной работы учащихся. Положение тела во время занятий. Воздушно-тепловой и световой режимы. Комбинированная система освещения. Особенности работы в компьютерных залах: влияние на организм, санитарно-гигиенические рекомендации.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Причины травматизма при занятиях на спортивных сооружениях в ходе проведения уроков физкультуры в школе. Организационные и технические методы обеспечения безопасности школьников. Законодательные источники о технике безопасности на спортивных объектах.

    реферат , добавлен 25.04.2014

    Особенности проблем травматизма в строительной отрасли. Соблюдение правил техники безопасности на строительной площадке. Мероприятия по устранению риска травматизма и профессиональных заболеваний. Защита работников от вредных механических воздействий.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Изучение сущности безопасности труда. Способы предотвращения производственного травматизма. Характеристика предприятия и анализ техники безопасности труда на нем. Рекомендации и предложения по совершенствованию техники безопасности труда на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Средства индивидуальной защиты, применяемые при производстве электросварочных работ. Меры безопасности при использовании баллонов с сжиженным газом. Первая помощь при отравлении парами аммиака. Опасность поражения электрическим током при сварке.


1. Общие требования безопасности 1. Учащиеся должны Иметь спортивную форму и обувь, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. 2. Учащийся должен бережно относиться к спорт. инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначения. 3. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.








6. Бег Учащийся должен: 1. При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке. 2. Во время бега смотреть на свою дорожку. 3. Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки. 4. В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны. 5. Выполнять разминочный бег по крайней дорожке














13. Метания Учащийся должен: 1. Перед метанием убедиться, что в направление броска никого нет. 2. Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв. 3. При групповом метании стоять с левой стороны от метающего. 4. В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд. 5. После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний.






16. Требования безопасности в аварийных ситуациях: 1. Учащийся должен: При получении или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры. 2. С помощью учителя оказать травмированному первую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «Скорую помощь». 3. При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасной выход по плану эвакуации.


17. Требования безопасности по окончании занятий:. Учащийся должен: 1. Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения. Организованно покинуть место проведения занятий. 3. Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь. 4. Вымыть с мылом руки



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: