Игры с мячом учебно-методическое пособие на тему. Дворовые игры на скамейке Игра джон с мячом вопросы

Можно ли использовать мяч на уроках английского языка? Вопрос достаточно сложный. Решение принимать вам на основании дисциплины и количества учащихся в группе. Можно заменить мяч воздушным шариком или мягкой игрушкой для большей безопасности, но будьте уверены, любое задание с движениями вызовет радость ребят.
Мяч - одна из самых любимых детских игрушек. сформируют положительное отношение к обучению английскому языку. Необходимость быстрой реакции в таких играх разовьет скорость припоминания и беглость английской речи. Выбрали для вас 6 самых интересных игр.

1. Bomb

Ученики передают друг другу мяч, повторяя слово (для отработки произношения) или отвечая на вопросы (например, «How old are you? – I am…. How old are you?» ). В определенный момент мяч «взрывается». Тот, у кого он находится в руках, выбывает из игры. «Взрыв» происходит по секундомеру или по остановке мелодии. Игра получается азартной и веселой.

2. Sabge

Эту дворовую игру помнят ещё наши родители. На уроке английского языка она будет развивать память, фантазию и диалогическую речь. Ведущий придумывает вопросы (например, «Where do you live?», «What do you do?», «What is your name?» ) и предлагает к ним по три ответа. Каждый игрок выбирает ответы на вопросы ведущего и запоминает их. Если игрок ловит мяч, он соглашается с ответом, если на все три вопроса - отталкивает мяч, по умолчанию ему назначается третий ответ. Ведущий может бросить мяч и сказать «Сабже». Если игрок поймает этот мяч, он может сам придумать ответ на вопрос. В конце игры игроки должны припомнить и повторить все свои ответы. Выигрывает рассказавший «новую биографию» точнее всего.

3. Spelling game

Игра на развитие грамотности и внимательности. Дети передают друг другу мяч по кругу и называют слово по буквам (table – ти-эй-би-эл-и). Ученик, назвавший букву неверно, выбывает из игры. Победитель должен не допустить ни одной ошибки.

4. Catch and say

Эта игра может использоваться для любого drilling task. Условие может быть любым - назвать слово на определенную тему, дать ответ на вопрос, назвать антоним или синоним (например, учитель бросает мяч и задает вопрос «Do you like…?» , ребята должны дать краткий ответ «Yes, I do./No, I don’t.» ).

5. Basketball

Интересным вариантом игры «Catch and say» может стать «Basketball». Игроки называют слово на заданную тему (еда, школьные принадлежности, мебель) и бросают небольшой мячик в корзинку. Один балл начисляется за верный ответ, один – за попадание в цель. Азарт увеличится, если разделить учеников на группы. Яркие эмоции от игры помогут лучше запомнить новые слова.

6. True/False

Игра развивает внимание и навык аудирования. Это разновидность всем известной игры «Съедобное/несъедобное». Учащиеся отбивают мяч, если ведущий «ошибся» (например, «Cats eats mice», «What are your name?» ) и ловят мяч только после слов с определенным звуком, из нужной группы или только после грамматически правильных предложений.
Если нужно увидеть ответы всего класса, выбираются жесты (поднять руку или хлопнуть в ладоши) или карточки (красная - нет, зеленая - да). Можно попросить детей ловить мяч и бросать обратно учителю, исправляя допущенные ошибки.
Перед проведением игр с мячом следует обговорить с ребятами правила поведения (не бросать мяч в лицо, не бросать мяч далеко, не кричать, не подсказывать) и предусмотреть наказание в случае нарушений (например, прекращение игры).

Игры с мячом могут быть «десертом» урока. Ученики будут с нетерпением ожидать это веселое задание.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо организовать детей на короткое время (пока не накрыли обед, заканчивается занятие у второй подгруппы и т.д). Можно вспоминать , пальчиковые игры и физминутки. А я предлагаю организовать игры с мячом для развития речи, которые позволяют педагогу активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в составлении развернутых предложений, сложных слов и подборе рифмы.

Игры с мячом для развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи — картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты — яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды — малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья — берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные — корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные — тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы — стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы — голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель — стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда — тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда — пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь — туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки — кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты — пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова: огурец, помидор — овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:
Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра — тигрёнок, у льва — львёнок, у слона — слонёнок, у оленя — оленёнок, у лося — лосёнок, у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок.

Группа 3. У коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у свиньи — поросёнок, у овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок, у собаки — щенок.

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

  • Корова мычит
  • Тигр рычит
  • Змея шипит
  • Комар пищит
  • Собака лает
  • Волк воет
  • Утка крякает
  • Свинья хрюкает

Вариант 2.
Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

  • Сова летает, а кролик?
  • Корова ест сено, а лиса?
  • Крот роет норки, а сорока?
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Лягушка квакает, а лошадь?
  • У коровы телёнок, а у овцы?
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Кто живёт в дупле? — Белка.
Кто живёт в скворечнике? — Скворцы.
Кто живёт в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? — Собака.
Кто живёт в улье? — Пчёлы.
Кто живёт в норе? — Лиса.
Кто живёт в логове? — Волк.
Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.
Где живёт медведь? — В берлоге.
Где живёт волк? — В логове.

Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свёкла — свёколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — пёрышко, стекло — стёклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
Солнце — что делает? — Светит, греет.
Ручьи — что делают? — Бегут, журчат.
Снег — что делает? — Темнеет, тает.
Птицы — что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель — что делает? — Звенит, капает.
Медведь — что делает? — Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака — стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка — мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка — шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея — ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий — холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий — холодный
Хороший — плохой
Умный — глупый
Весёлый — грустный
Острый — тупой
Гладкий — шероховатый
Лёгкий — тяжёлый
Глубокий — мелкий
Светлый — тёмный
Добрый — злой

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха — меховые.
Таз из меди — медный.
Ваза из хрусталя — хрустальная.
Рукавички из шерсти — шерстяные.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный — мак, огонь, флаг.
Оранжевый — апельсин, морковь, заря.
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный — огурец, трава, лес.
Голубой — небо, лёд, незабудки.
Синий- колокольчик, море, небо.
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:
У рыси голова — рысья
У рыбы — рыбья
У кошки — кошачья
У сороки — сорочья
У лошади — лошадиная
У орла — орлиная
У верблюда — верблюжья

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

  • что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
  • что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
  • что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
  • что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:

Стол — столы
Стул — стулья
Гора — горы
Лист — листья
Дом — дома
Носок — носки
Глаз — глаза
Кусок — куски
День — дни
Прыжок — прыжки
Сон — сны
Гусёнок — гусята
Лоб — лбы
Тигрёнок – тигрята

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол — пять столов
Один слон — пять слонов
Один журавль — пять журавлей
Один лебедь — пять лебедей
Одна гайка — пять гаек
Одна шишка — пять шишек
Один гусёнок — пять гусят
Один цыплёнок — пять цыплят
Один заяц — пять зайцев
Одна шапка — пять шапок
Одна банка — пять банок
Одна пуговица — пять пуговиц
Одна мыльница — пять мыльниц
Одна шляпа — пять шляп
Одна книга — пять книг
Одна конфета — пять конфет

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:
Воспитатель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

Козёл

В эту игру играют, в основном, мальчишки.

Для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

Игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. Первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. Для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. Игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
Тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «К», в следующий раз - «О» и т.д.

Тот, кто первым соберёт целиком слово «КОЗЁЛ», выбывает из игры.

Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

Сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «КОЗЁЛ.РУ».

Вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

Королева

Эту игру ещё называют «Лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

Для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. Когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конец очереди.

Если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «К», потом - «О» и т.д., пока не наберётся целиком слово «КОРОЛЕВА» (или «ЛЯГУШКА»).
Тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


Стенка

Дети становятся в колонну друг за другом. Первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. Игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. И точно так же кинуть его для следующего игрока. Игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

Съедобное – несъедобное

Все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. Напротив них стоит ведущий. Он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«Я знаю пять имён…»

В эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

Первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «Я знаю пять имён мальчиков: Ваня – раз, Лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). Потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
На следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

Если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. В итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». Выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



Штандер-стоп

В эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. Можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. У этой игры много разновидностей.

Мы играем так:

Все встают кругом. Водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. Остальные участники идут вокруг него. В какой-то момент водящий говорит: «Стоп!» и открывает глаза.

Тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. Когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «Штандер-стоп!». Водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

Тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

Можно называть несколько видов шагов, например: «До Егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

После этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
Когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. Если попал – то он становится водящим. Если нет – водящий остаётся прежним.


Собачки

Количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

Все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. Игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. Задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

От кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

Картошка

Дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

Так может набраться достаточно много «картошек». Чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. Тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

Картошка–2, или Одиннадцать

Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Первый, кто бросает мяч, говорит: «Один!» Остальные броски игроки просчитывают про себя: «Два, три, четыре …».

Тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. Тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «Одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). Тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. Если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «Одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

Калека, Инвалид, или Больничка

Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. Если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

Например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. Если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

Тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

Инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». Если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
Выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



Веселая семейка

У этой игры много названий – «Сам Же», «Саджо», «Сабже».

Дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. Сначала определяются имена всех участников. Водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «Твоё имя - Лампочка» (или любое другое слово). Тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «Лампочка» - либо откидывает его. Тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. И так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

Иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «Семейка» (или «Сам Же»). Если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (Как правило, дети выбирают своё настоящее имя). Таким же образом получают имена остальные игроки.
На втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. Затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

Иногда получаются смешные комбинации: Лиса Сапоговна Уткина, у неё муж Клоун Федорович Блинов, у них 100 детей и т.д. Играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

Десятки, или Десятины

Для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. Каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. Причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

Задания могут быть следующими:

1. Подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. Два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. Бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. Проделать это 4 раза.

5. Стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. Проделать это 5 раз.

6. Стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. Проделать это 6 раз.

7. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 7 раз.

8. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 8 раз.

9. Девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

Выполнять все задания следует по порядку.

Выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». Как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
Выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

Выжигало

Все встают в ряд спиной к глухой стене. Водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. Игроки могут уворачиваться. Сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



Снайпер

В эту игру играют точно так же, как в «выжигало». Единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

Четыре квадрата

В эту игру нужно играть вчетвером. На асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. В каждой клетке размещается по одному игроку. За пределы своей клетки выходить нельзя.

В начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. Этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. Там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

Если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

Если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. Проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. А выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное ». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик . Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра — абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут…», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня
- игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя

- Сколько тебе лет?-
- 3 года
- отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.

- Где ты живешь?
- В пещере
- отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Игра Санджо (сабже , семейка ) - дворовая игра с мячом для девочек .

Правила игры

Все игроки садятся на лавку , один должен быть ведущим с мячом, который стоит напротив лавки. Ведущий придумывает вопрос, например: Как тебя зовут? . Ведущий должен кидать мяч и называть имена. Если игроку не нравится вариант, то он отталкивает мяч. Если ведущий кинул мяч и сказал Сабже , то игрок может поймать его и сказать свой вариант ответа.

Виды вопросов

Вопросы могут быть любыми, например:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живёшь?
  • Кто твой муж?
  • Сколько у тебя детей?

Напишите отзыв о статье "Сабже"

Примечания

Литература

  • псевдоним: Столица Детства. Всё о игре Сабже. - 2003.

Отрывок, характеризующий Сабже

Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: